Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 24

го монастырского комплекса.
К 1814 году были возведены ча-
совни и кельи, через год освяти-
ли соборный храм св. вмч. Пан-
телеимона.
Возможность беспрепятст-
венно приезжать на Святую
Гору и принимать монаше-
ство русские получили только в
1830 году. Главным местом их по-
селения стал Ильинский скит.
Значительную помощь ему ока-
зывал иеромонах Аникита (князь
Шихматов-Ширинский). Он же
убедил нового игумена Свято-
Пантелеимонова монастыря бол-
гарина Герасима с братией при­
нять группу русских монахов. По
преданию, в то время одному из
старцев-греков явился в видении
св. Пантелеимон и сказал: «Если
в моём монастыре не будет рус-
ских, монастырь запустеет».
В 1835 году отец Аники-
та по приглашению братства с
15 русскими иноками поселил-
ся в Пантелеимоновой обите-
ли. Правда, вскоре они были
вынуждены покинуть её, но
четыре года спустя Герасим по-
вторил приглашение. Русскую
братию на этот раз возглавил
духовник иеросхимонах Павел.
Вдальнейшемздесьподвизались
иеросхимонах Серафим (Вес-
нин), составивший «Письма свя-
тогорца к друзьям своим о Свя-
той горе Афонской», и иеросхи-
монах Иероним (Соломенцев),
создавший «Устав Пантелеимо-
нова монастыря» и фактически
заложивший основы русского
старчества на Афоне.
Участие России в делах рус-
ских святогорцев заметно уси-
лилось после 1841 года, когда
император Николай I выразил
покровительство
Пантелеи-
монову монастырю, разрешив
ему милостынный сбор в стра-
не. Материальные дела стали
быстро поправляться. Обитель
разрасталась новыми храмами и
постройками, пополнялась но-
выми насельниками. В 1845 году
Афон посетил великий князь
Константин Николаевич, по-
сле чего русское паломничество
значительно выросло.
К 1875 году русская братия
монастыря уже заметно пре-
высила по численности грече-
скую, и после 170-летнего пере-
рыва игуменом вновь был из-
бран русский инок – Макарий
(Сушкин). Его преемником стал
иеросхимонах Иероним (Соло-
менцев) сумевший обеспечить
духовный и материальный рас-
цвет и существенно упрочить
положение русских монахов на
Афоне. К концу жизни о. Иеро-
нима, в 1885 году, в Пантелеи-
моновом монастыре насчитыва-
лось более 800 русских иноков.
(Для сравнения: в 1840 году их
было всего одиннадцать.)
Вторая половина XIX века –
время расцвета обители. Были
возобновлены и снабжены цер-
ковной утварью обветшавшие
храмы, возведены новые соборы
во имя свт. Митрофана Воро-
нежского и Покрова Пресвятой
Богородицы, братские корпу-
са. Начали действовать типо-
графия, литографическая ма-
стерская, иконописная школа,
позднее – фотомастерская. Во
владениях монастыря – мето-
хах Крумица, Каламария, Сики
Вид на Свято-Пантелеимонов монастырь.
Литография Ришебуа по рисунку Г. Бирмана. 1835
Иеромонах Иероним (Соломенцев).
1850-е
Игумен Свято-Пантелеимонова
монастыря схиархимандрит Макарий
(Сушкин).
1880-е
22
Русская история
1–2
2016
Тысячелетие Русского Афона
1...,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23 25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,...172
Powered by FlippingBook