Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 23

21
Русская история
1–2
2016
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь
царь Стефан Душан Сильный в
1347 году передал ему честную
главу св. вмч. Пантелеимона
Целителя. Другим выдающим-
ся ктитором был святой князь
Лазарь Греблянович, павший в
1389 году в битве с турками на
Косовом поле.
Афон был завоёван османа-
ми в начале XV века, а в середине
столетияутратиланезависимость
иСербия. Важно отметить, что за
все двести лет покровительства
её властители никогда не пыта-
лись подчинить Пантелеимонов
монастырь, но всегда подчер-
кивали, что являются лишь вре-
менными его хранителями, пока
русские князья не смогут покро-
вительствовать ему вновь.
Произошло это в конце
XV века, когда восстановилась
связь Пантелеимонова мона-
стыря с русскими княжествами,
освободившимися от ордын-
ского ига. В 1508 году мать по-
следнего сербского деспота Ио-
анна преп. Ангелина (Бранко-
вич), передавая великому кня-
зю Московскому Василию III
право на монастырь, призвала
его оказывать помощь древ-
ней отчине и дедине. Однако
московские князья не ограни-
чились этим. Вместе с русской
обителью они приняли на себя
покровительство над всей Свя-
тою Горой, как прежде визан-
тийские императоры и серб-
ские господари. С посланцами
игумена Пантелеимонова мо-
настыря Василий III неодно-
кратно посылал милостыню и в
сербскую землю.
ВXVI веке численность ино-
ков обители существенно коле-
балась: 120 человек в 1517/18 го-
ду, 25 – в 1530/31-м и 170 – в
1561-м. Щедрые пожертвова-
ния Русику осуществлял царь
Иоанн IV. Смута на несколь-
ко десятилетий прервала связи
монастыря с Россией, и толь-
ко в 1626 году в Москву после
долгого перерыва прибыл игу-
мен Мелетий. В последующие
десятилетия настоятели Русика
неоднократно приезжали в Мо-
скву за милостыней.
Численность братии в 1661 го-
ду составляла 120 человек, а уже
через несколько лет выросла до
двухсот. Рост обители прервала
Русско-турецкая война 1686–
1700 годов. К концу века Пан-
телеимонов монастырь вновь
пришёл в запустение. Потре-
бовалось вмешательство Кон-
стантинопольского Патриарха,
чтобы русские иноки во главе
с игуменом Варлаамом смогли
вернуться туда в 1705 году. Через
два года Варлаам отправился в
Москву, где был принят царём
и получил щедрые пожертвова-
ния из казны. Однако дальней-
шие церковные реформы Пет-
ра I, существенно ограничив-
шие права монастырей, ска-
зались и на Свято-Пантелеи-
моновой обители.
В 1726 году Святую Гору
впервые посетил русский путе-
шественник В. Г. Григорович-
Барский. Он нашёл в монасты-
ре св. вмч. Пантелеимона всего
четырёх насельников. А восем-
надцать лет спустя не встретил
в обители уже ни одного русско-
го. Длительное противостояние
России и Османской империи,
война 1734–1739 годов сделали
русское присутствие на Афо-
не практически невозможным.
В 1735 году монастырь засели-
ли греки, которые упразднили
древний общежительный устав
и ввели «свободную штатную
жизнь». В 1768 году они реши-
ли оставить удалённую от моря
обитель и переселились в ма-
ленькую прибрежную келлию
Воскресения Христова. Она
была основана русскими инока-
ми почти за столетие до того на
юго-западномберегу полуостро-
ва, неподалёку от монастырской
лодочной пристани. Здесь-то в
дальнейшем и выросли новые
строения Пантелеимонова мо-
настыря. Прежняя обитель по-
лучила название Старый Русик
и осталась приписанной к нему.
Греческие иноки Пантелеи-
монова монастыря некоторое
время опирались на поддерж-
ку
православных
молдаво-
валашских господарей, что, од-
нако, не предотвратило упадка
обители. Для её восстановления
Протат в 1803 году назначил
игуменом иеромонаха Савву.
При помощи ктитора, господаря
Молдовы Скарлата Каллимаха,
он сумел сделать очень многое.
Началось строительство ново-
Великий князь Василий III.
Гравюра А. Теве. 1584
Нагорный Русский монастырь (Старый Русик).
Рисунок В. Григоровича-Барского. XVIII в.
1...,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22 24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,...172
Powered by FlippingBook