Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 20

двадцати монастырей. Конечно же обустройство
её потребовало крупных затрат.
В грамоте 1169 года игуменом назван кир, то
есть господин, и честнейший монах Лаврентий,
что свидетельствует о его знатности. Преамбула
взывает к благоразумию анонимного «обладателя
больших денег», под которым угадывается он же.
А упоминание о «родителях и сродниках», скон-
чавшихся в Ксилургу, заставляет предположить,
что игумен был сыном одного из упомянутых в
описи монахов.
Действительно, Лаврентий явно не был пер-
вым из состоятельных насельников Ксилургу.
Возвышение обители следует связать с появлени-
ем Лазаря, её монаха и игумена. В описи, произве-
дённой после его смерти в 1142 году, перечислены
переданные им драгоценная церковная утварь и
святыни, среди которых были частица Креста Го-
сподня и мощи святых. Он дал в долг монастырю
четыре золотые монеты, другой богатый монах,
архиерей Пётр, – три.
В отличие от общежительских монастырей,
где братия вела общее хозяйство, Ксилургу был
своежительским, где каждый лишь вносил свой
вклад на общие нужды. Лазарь и Пётр явно по-
крывали долги обедневшей братии. Причём право
их взыскания перешло к новому игумену, Христо-
фору. Это заставляет предположить, что он был
наследником умерших благодетелей, а значит, пе-
ред нами группа представителей одного знатного
и богатого рода.
Судя по формулировкам описи, родственные
связи Христофора с Лазарем были теснее, неже-
ли с Петром, первому он мог приходиться сыном,
второму – племянником. Ниже мы скажем о сме-
нившем его Лаврентии.
Итак, в начале 1130-х годов на Афоне подви-
зались два знатных брата. Кто же мог оказаться
Скит Ксилургу.
1875
Мстислав Владимирович отправляет полочан в Византию.
Лицевой летописный свод
18
Русская история
1–2
2016
Тысячелетие Русского Афона
1...,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19 21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,...172
Powered by FlippingBook