там под именами Лазаря и Петра? Напомним, что
как раз в это время произошла трагедия полоцких
князей. Наиболее подробный рассказ о ней оста-
вил В. Н. Татищев. Под 1129 годом он сообщает
об аресте Давыда, Ростислава и Святослава, двух
сыновей Рогволода с жёнами и детьми. Согласно
иным источникам Рогволодовичами были Васи-
лий и Иоанн.
Полоцких Рюриковичей привезли в Киев, где
на княжеском съезде великий князь Мстислав
Владимирович добился их осуждения. Его гнев
был вызван отказом полочан участвовать в походе
на половцев. Опальных отправили в ссылку в Ви-
зантию, где правил Иоанн II Комнин, женатый на
дочери Мстислава Добродее-Ирине. По просьбе
великого князя император назначил им хорошее
содержание, а мужчин определил в армию, вое-
вавшую с мусульманами.
Среди ссыльных привлекают внимание два
брата, Давыд и Святослав Глебовичи. Первый
был полоцким князем и старшим в роду, второй
до опалы правил Изяславлем. Братья по возрасту
к воинской службе не годились, так что в армию
отправили их сыновей и двоюродных племянни-
ков. Сын Святослава Брячислав-Василько, жена-
тый на дочери Мстислава Владимировича, ссылки
избежал и в 1132 году стал полоцким князем. А в
1139 году на Русь вернулись два Рогволодовича,
позднее правившие Полоцком и Минском. В из-
гнании остались Давыд, Святослав, Ростислав с
частью детей.
Итак, в Византии оказались два самых стар-
ших в роду и потому наиболее опасных для ки-
евского правителя полоцких князя, которых он
при содействии своего зятя императора надёж-
но изолировал. И как раз вскоре после событий
1129 года в Ксилургу появились два знатных руса.
В монашество тогда постригали по воскресеньям,
а имена давали по чествуемым в этот день святым.
Имена Лазаря и Петра были воскресными осенью
1129 года, и с очень высокой степенью вероятно-
сти их получили в иночестве полоцкие князья Да-
выд и Святослав Глебовичи.
Святослав-Пётр принял иночество, а Давыд-
Лазарь – игуменство в Ксилургу. Пост его насле-
довал сын под монашеским именем Христофор.
А после его кончины в монастырь постригся и стал
его игуменом Давыд-Лаврентий, сын Святослава-
Петра. Он известен тем, что в 1165 году совершил
паломничество в Иерусалим вместе со своей се-
строй святой Евфросинией Полоцкой, которая
в пути умерла. В источниках сохранилась иная
дата, «сбитая» на восемь лет из-за специфическо-
го полоцкого летосчисления. Нас же нисколько не
удивляет, что благочестивый Давыд, узнав о кон-
чине двоюродного брата-игумена, отправился на
Афон.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ските Ксилургу.
2013
И дорогостоя-
щее паломничество
в Святую Землю, и
вкладывКсилургубыли
возможны при поддержке
полоцкого князя Всеслава,
сына Брячислава-Василько и
племянника Евфросинии. Причиной его
щедрости могло быть избавление от опасности во
время междоусобицы. Минский князь Володарь,
сын побывавшего в ссылке Василия-Глеба Рогво-
лодовича, в 1167 году изгнал Всеслава из Полоцка.
Однако накануне решающей битвы под Витеб-
ском, где тот укрылся под защитой родственников,
произошли чудесные явления. Гонимый внезапно
напавшим страхом Володарь бежал, после чего
Всеслав беспрепятственно вернулся в свою столи-
цу. Вскоре он отправил со своим дядей Давыдом-
Лаврентием крупные средства в монастырь, пре-
вратившийся уже в родовой.
Всё это даёт нам основания связывать расцвет
Ксилургу, приобретение и обустройство Пантеле-
имонова монастыря в середине XII века с пожерт-
вованиями благочестивых полоцких князей.
Печать княгини
Евфросинии
Полоцкой с
изображением
Спасителя.
XII в.
19