Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 25

и Кассандра – были восстанов-
лены хозяйственные построй-
ки. Только за годы игуменства
о. Иеронима братия Русика воз-
обновила и построила 19 кел-
лий, около 60 храмов.
Возрождение
монастыря
осуществлялось на пожертво-
вания из России. Одними из
главных благотворителей были
тульские купцы Сушкины, к
семье которых принадлежал и
следующий игумен Макарий.
С 1870-х годов монастырь на-
чал осуществлять обширную
просветительско-издательскую
деятельность,
распространяя
среди верующих сотни тысяч
популярных недорогих лист-
ков, брошюр и книг духовного
содержания. В 1878 году братия
Русика начала выпускать жур-
нал «Душеполезные размышле­
ния», преобразованный через
десять лет в «Душеполезный со-
беседник».
Пантелеимонов монастырь
сам начал осуществлять благо-
творительную помощь. Она на-
правлялась монастырям, при-
ходам, учебным, богоугодным
заведениям, лазаретам, боль-
ницам, как в России, так и за
границей. Во второй половине
XIX века русские иноки активно
приобретали и восстанавливали
обветшавшие греческие келлии
на Афоне.
К концу столетия русские
обители обрели покровитель-
ство
императорского
дома,
поддержку Российского госу-
дарства и его послов, получали
финансовую помощь со сторо-
ны Священного Синода и пра-
вительства. В 1867 году Русик
посетил великий князь Алексей
Александрович, через год – пер-
вый русский архиерей, бывший
епископ Полтавский Александр
(Павлович). В 1881 году на Афо-
не побывал великий князь Кон-
стантин Константинович.
Для поклонения местным
святыням, в том числе мощам
св. вмч. Пантелеимона, в нача-
ле нового века сюда прибывало
огромное количество русских
паломников. Ежегодно через
Одессу приезжало до 30 тысяч
человек. Пантелеимонов мо-
настырь стал крупнейшей рус-
ской обителью в мире. В нём
имелось 25 храмов и параклисов
(часовен), под его управлением
находились скиты Крумица с
восемью храмами, Новая Фи-
ваида и Старый Русик. Он имел
подворья в городах Российской
и Османской империй: Санкт-
Петербурге, Одессе, Ростове-
на-Дону, Таганроге и Москве, в
Константинополе и Салониках.
На Кавказе появились три мо-
настыря, основанные афонски-
ми иноками, крупнейший из
них –Ново-Афонский Симоно-
Кананитский в Абхазии, зало-
женный в 1875 году.
В 1912 году в Пантелеимо-
новом монастыре, двух больших
скитах, 82 келлиях, приписанных
к другим монастырям, и 187 ка-
ливах проживали до пяти ты-
сяч русских насельников, более
половины всех монахов Афона.
Казалось, что освобождение
Западной Фракии от господ-
ства Османской империи в ходе
Первой Балканской войны даст
ещё больший простор его росту.
Однако переход полуострова
под контроль Греции породил
совершенно новую ситуацию.
На мирной конференции в
Лондоне в 1913 году, при под-
держке Братства русских оби-
телей (келлий) Афона, Россия
предлагала автономный статус
полуострова под протектора-
том шести православных госу-
дарств, однако желаемого не
добилась. Помимо позиции
прочих держав помешал раскол
среди русских святогорцев, свя-
занный с движением имяслав-
цев. Более восьмисот монахов-
«имябожников» в июле 1913 го-
да были депортированы в Рос-
сию. А последующие события
Икона святой праведной Анны, матери
Пресвятой Богородицы.
Свято-
Пантелеимонов монастырь. 1893
Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь.
Фото М. Консека. 2014
23
Русская история
1–2
2016
Русский Свято-Пантелеимонов монастырь
1...,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24 26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,...172
Powered by FlippingBook