заставили позабыть о долго-
временных планах устройства
Святой Горы. С началом Первой
мировой войны связь афонских
обителей с Россией через Чёр-
ное море прервалась. Зимой
1914/1915 года часть русских
святогорцев была мобилизова-
на на фронт. Монахи служили в
лазаретах, иеромонахи состояли
при походных церквах.
Гражданская война в России
окончательно отрезала Русский
Афон от родины. Советская
власть лишила Пантелеимонов
монастырь всех подворий, а в
1923–1924 годах он остался без
метохов, отобранных греческим
правительством для размеще-
ния беженцев из Малой Азии.
Обитель была вынуждена про-
давать церковную утварь, обла-
чения, иконы, хозяйственный
инвентарь. Братия с каждым го-
дом сокращалась.
«Уставная хартия Святой
Горы Афонской» («Новый ка-
нонизм»), выработанная Свя-
щенным Кинотом и утверж-
дённая 10 сентября 1926 года
правительством и парламентом
Греции, ставила негреческие
обители в неравноправное по-
ложение. Поэтому представи-
тели Пантелеимонова монасты-
ря, несмотря на угрозы, новый
Устав не подписали. Закон «Об
утверждении Устава Святой
Горы» объявлял всех афонских
монахов независимо от их на-
циональности
подданными
Греческого государства и запре-
щал принимать в афонские мо-
настыри иностранных граждан.
Если прежде туда могли посту-
пать русские эмигранты, то от-
ныне въезд им был закрыт.
С 1920 по 1938 год число рус-
ских уменьшилось с 2110 до 700.
Последним пополнением были
иноки из Закарпатья и Пряшев-
ской Руси, входивших тогда в
состав Чехословакии. При этом
духовная жизнь Русского Афона
не замерла. Среди насельников
в это время были преп. Силуан
Афонский, известные богословы
и духовные писатели – будущий
архиепископ Василий (Криво-
шеин), архимандрит Софроний
(Сахаров), будущий епископ
Кассиан (Безобразов) и другие.
В июле 1945 года настоятель
Пантелеимонова
монастыря
архимандрит Иустин направил
Московскому Патриарху Алек-
сию I послание с просьбой при-
нять русских святогорцев под
своё духовное покровительство.
Вопрос «О славянском мона-
шестве на Афоне» обсуждал-
ся на Московском Всеправо-
славном совещании 5–18 июля
1948 года. Опираясь на между-
народные договоры и вековую
традицию, участники заявили о
необходимости восстановить и
гарантировать права афонского
монашества. Однако общую си-
туацию это не изменило.
Московская Патриархия не-
однократно обращалась к Кон-
стантинопольским Патриархам
и греческому правительству в
связи с бедственным положени-
ем русских насельников Афона.
Даже минимальное расшире-
ние братии Русика встречало
противодействие. Так, из 18
иноков, ожидавших в 1963 году
поселения в Пантелеимоновом
монастыре, разрешение, после
повторного обращения Патри-
арха Алексия I, получили через
год только 5 человек, а приехать
два года спустя смогли всего
четверо.
Огромный урон Пантелеи-
монову монастырю наносили
пожары. Наиболее опустоши-
тельный произошёл 23 октября
1968 года, когда выгорела вся
восточная часть с шестью пара-
клисами, гостиницами и келлия-
ми. Андреевский скит обезлюдел
в начале 1970-х и 20 лет спустя
был заселён греками. Последние
насельники Ильинского скита,
относившие себя к юрисдикции
Русской Православной Церкви
за границей, в 1993 году были
выселены греческой полицией,
а скит передан монахам-грекам.
К этому времени прекратили су-
ществование все русские келлии
и каливы.
В начале 1990-х годов на
Святой Горе сохранилась лишь
одна русская обитель – Пан-
телеимонов монастырь. Одна-
ко именно в годы тяжёлых для
России испытаний начался но-
вый подъём русских обителей
Афона. Стала расти числен-
ность братства Русика, были
восстановлены порядок и дис-
циплина, на средства жертво-
вателей развернулись ремонт
и реставрация братских корпу-
В трапезной Свято-Пантелеимонова монастыря.
Фото Т. Уитмора. 1923
К храму святителя Митрофана Воронежского.
Фото С. Н. Дмитриева. 2012
24
Русская история
1–2
2016