Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 30

исихастским
возрождением»
XVII века. Монахи пытались не
только воцерковить и поднять
украинское казачество на борь-
бу за православие, но и привить
ему традиции «христолюбивого
воинства», подобные тем, что
отличали воинское сословие
Византии XIV века.
Главной святыней запорож-
ского казачества являлсяТрахте-
мировский монастырь, обустро-
енный по Афонскому образцу
и уставу. При нём действовали
запорожская школа и госпи-
таль. Он окормлял Сечь, пыта-
ясь воцерковить казачество и
поднять его на защиту гонимой
православной веры. В подчине-
нии обители пребывал другой
известный монастырь — Самар-
ский Пустынно-Никольский,
считавшийся «приходом Запо-
рожской Сечи». Он был заложен
монахами-отшельниками
на
необитаемом острове, в лесах.
И там были «введены богослу-
жения и молитвословия по уста-
ву Святой Горы Афонской». При
нём также существовали школа
и госпиталь для казаков.
Тем временем Острожский
православный кружок переме-
стился в Киев, где в 1615 году
книжники-традиционалисты
основали Киевский Братский
БогоявленскиймонастырьиКие-
во-Братскую славяно-греческую
школа при нём. Первым игуме-
ном монастыря и основателем
школу стал игумен Исаия (Ко-
пинский), последователь Иоанна
Вишенского и Иова Княгиниц-
кого.
Ревностный
подвижник,
делатель непрестанной «умной
молитвы», этот старец-исихаст,
даже став архиереем, собствен-
норучно копал пещеры, куда
удалялся
для
аскетических
подвигов. С начала XVII века
он пытался возродить идеалы
афонского монашества наряду
с византийским «политическим
исихазмом». Это предполагало
не только духовное, но полити-
ческое и военное сопротивле-
ние врагам православной веры,
вплоть до восстания против их
власти. Он был талантливым
духовным писателем и оставил
ряд ценнейших литературных
произведений, самое знамени-
тое из которых – «Алфавит ду-
ховный». Этот труд, написан-
ный в традиции афонской иси-
хастской литературы и претер-
певший более 20 переизданий,
даже в XVIII–XIX веках являлся
настольной книгой для многих
подвижников благочестия. Сре-
ди них – святитель Димитрий
Ростовский, преподобные Паи-
сий Величковский и Серафим
Саровский.
Когда с Афона в Киев при-
были «блаженные старцы» Афа-
насий и Иоасаф, первым де-
лом они направились к Исаие.
С его деятельным участием они
основали Межигорскую оби-
тель, которая в скором будущем
стала ведущим духовным цен-
тром Киевской митрополии.
Из неё направлялись священ-
ники в приходские храмы За-
порожской Сечи, она же при-
няла управление Самарской
Пустынно-Никольской
оби-
телью, когда Трахтемировский
монастырь разорили поляки.
С этого времени Межигорье
Манявский скит.
Современный вид
Вид на Киево-Братский Богоявленский монастырь и Духовную
Академию.
1900-е
«Алфавит духовный» игумена Исаии (Копинского).
Киев, 1792
28
Русская история
1–2
2016
1...,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29 31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,...172
Powered by FlippingBook