тельной хотьбы по горам, играло жалкую ролю.
[…] Этот монастырь кажется обширнее всех про-
чих на Афонской горе, и числится в разряде пер-
вых. […]
Пятница, 13-го. Приложившись рано утром к
мощам, мы выступили из Ивера, который наравне
с Лаврою и Ватопедом, превышает объёмом сво-
им все прочие Афонские монастыри, и направили
путь свой на местечко Карею, близ того места, где
лодка ждала нас, свезти обратно в Дарданеллы. На
пути заглянули мы в монастырь Котломуж, двад-
цатый и последний из всех посещённых мною мо-
настырей. Тут библиотека, хотя не изодрано […],
но почти вся сгнила
. Впрочем, монастырь […] не
заслуживает особенного внимания.
Суббота, 14-го. Пришёл день моего прощания
с Афонскою горою. […] Монахи (из русского ски-
та св. Ильи. —
И. Ф.
) ждали меня и приготовили
для меня ужин, из всего что смогли достать. По-
сле ужина мы все пошли в церковь, и старший из
монахов служил «молебен для хотящих плавать по
морю». […] Когда служба была окончена. Мы со-
шли к морскому берегу, а монахи несли сами часть
нашей поклажи до лодки. Мы в неё сели и поплы-
ли, при благословениях остающихся на берегу, и
долго в темноте ночной казалось мне, что я слышу
ещё голоса монахов и имя Богородицы и Ангела
Хранителя между плесками волн, которыя бились
о нашу лодку…»
С таким настроением покидал Афон Владимир
Давыдов. А по возвращении в Афины экспедицию
едва не пришлось сворачивать: возникли пробле-
мы с переправой в Константинополь. Выручил
бриг «Фемистокл» под командованием молодого
лейтенанта русского военного флота Владимира
Корнилова. Будущий герой Севастопольской обо-
роны доставил Давыдова и Брюллова в Констан-
тинополь. Результатом этого знакомства стала
известная картина Брюллова «В. А. Корнилов на
борту брига “Фемистокл”».
Путешествие удалось. В 1839 году Давыдов вы-
пустил в свет сочинение «Voyage en Orient. 1835»,
а также «Атлас к путешествию», куда вошли ли-
тографии с акварелей Карла Брюллова, Иоганна
Вольфенсбергера, Николая Ефимова, П. Бирма-
на, Г. Лори, К. Мозена, Ж. Гюе и Рудольфа Френа,
выполненные в Париже. Художники, за исключе-
нием Вольфенсбергера, исполнили работы с на-
турных карандашных зарисовок Карла Брюллова
и акварелей Рудольфа Френа, а также по описани-
ям Владимира Давыдова.
С Афона он привёз древние греческие ко-
дексы: четыре из Лавры св. Афанасия, два или
три из Кутлумуша, один или два – из Протата.
Все восемь рукописей хранятся ныне в Государ-
ственном историческом музее. Тем самым наряду
с Петром Петровичем Дубровским и Авраамом
Сергеевичем Норовым Владимир Петрович Да-
выдов положил начало новому периоду русской
археографии – коллекционированию памятни-
ков античной и византийской литературы.
Из писателей второй по-
ловины XIX века лишь не-
многие последовали за кня-
зем Давыдовым на Афон.
Это Николай Благовещен-
ский (книга очерков «Афон»,
1871), Константин Леонтьев
(«Панславизм на Афоне»,
1873) и Николай Страхов
(«Воспоминание об Афоне и
об о. Макарии», 1881). Умы
интеллигенции будоражило
новое явление – нигилизм с
присущим ему антиклерика-
лизмом. Так что в пору рас-
цвета Русского Афона Россия
«мыслящая и пишущая» от-
далилась от него ещё больше.
Тем ценнее для нас свиде-
тельство светского человека,
сумевшего передать точные и
непредвзятые впечатления о
Святой Горе.
Литература и источники
1.
Александрова Н. И.
Акварели и рисунки из альбома «Voyage en
Orient. 1835» Владимира Давыдова. М., 2001.
2.
Давыдов Вл.
Путевые записки, ведённые на Ионических
островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 году, Влади-
миром Давыдовым. Часть II. СПб., 1840.
Горные охотники.
К. П. Брюллов. 1835
37
Русский аристократ на Афоне