с большими келлиями греческие
монастыри были вынуждены
считаться, чего нельзя сказать
о малых, не имевших никаких
гарантий. Каливиты, отшельни-
ки и сиромахи и вовсе не имели
надёжного пристанища и суще-
ствовали милостыней.
Последующие попытки за-
крепить за русскими келлиями
права скитов, а за скитами –
монастырей встречали неиз-
менное сопротивление. Даже
при заключении победного для
России Сан-Стефанского мира
с Турцией в 1878 году добить-
ся повышения статуса русских
обителей не удалось. Положе-
ние не изменилось и в начале
XX века, когда многие русские
скиты превосходили по числен-
ности греческие монастыри.
Расцвет русского келлиот-
ского монашества во второй по-
ловине XIX века связан с массо-
вым паломничеством по святым
местам Востока, которое стало
возможным после отмены кре-
постного права и благодаря
деятельности Русского обще-
ства пароходства и торговли
(РОПиТ). Отставники, купцы,
зажиточныекрестьянеполучили
возможность бывать на Святой
Горе. Минимальная стоимость
паломничества составляла око-
ло 50 руб., так что множество
простых людей смогло при-
общиться к святыням Афона и
традициям монашеской жизни.
Некоторые паломники остава-
лись на Святой Горе, покупая
келлии у греческих монастырей,
которые находились в бедствен-
ном положении и с готовностью
их продавали. Численность рус-
ских келлиотов доходила до ста
человек. Из них вышли извест-
ные афонские старцы, которые
немало потрудились на благо
Православной Церкви во мно-
гих местах.
Греческие политики подо-
зревали за широким паломниче-
ством тайную программу захвата
Афона русскими. В действитель-
ности же это было живое, никем
не организованное движение
православного народа. Не поли-
тические соображения и не бла-
га мирские влекли туда русских.
Хозяйственная деятельность на
Древний Ватопед.
Д. А. Белюкин. 2013– 2014
Скит Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного.
Д. А. Белюкин. 2013
39
Русская история
1–2
2016