Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 44

кооперации, затем учредил на
паях магазин, но по настоянию
Протата его также закрыли. Тог-
да он решил обеспечить взаимо-
помощь для русских келлиотов,
объединив их в Братство рус-
ских келлий. Оно было создано
в 1896 году.
Такая монашеская органи-
зация была явлением весьма не-
обычным. Её легализации помог
российский МИД, оценивший
полезность инициативы. Совет
Братства регулярно встречался с
консулами и другими диплома-
тами, решал с МИДом вопросы
оформления документов, со-
держания общественных инсти-
тутов (например, школы в Кон-
стантинополе), помощи бедным
келлиотам и кавиотам. В какой-
то степени Братство взяло на
себя функции Пантелеимонова
монастыря по контролю над
всем русским монашеством,
чего требовала Вселенская Па-
триархия. Во время Первой ми-
ровой войны в братство вошли
все русские обители, включая
монастырь и скиты.
В традициях русского мона-
шества афонские насельники не
остались в стороне от испытаний,
выпавших на долю Отчизны.
С началом Русско-японской вой-
ны схимонах Константин (Се-
мерников), участник Балканской
кампании 1877–1878 годов, быв-
ший вахмистр, набрал из моло-
дых афонских иноков в возрасте
от 20 до 30 лет санитарный отряд
численностью около 50 человек.
Монахи отличились трудолюби-
ем, бесстрашиемибескорыстным
служением ближнему, что сдела-
ло их незаменимыми помощни-
ками на войне. Заслуги их были
оценены по достоинству: схи-
монах Константин был принят
самим императором и членами
его семьи и награждён золотым
крестом на Георгиевской ленте из
кабинета Его Величества. Георги-
евских крестов были удостоены и
другие члены монашеского сани-
тарного отряда. Между схимона-
хом Константином и наследни-
ком престола завязалась тесная
дружба, о чём свидетельствует
пожертвованный
цесаревичем
Алексеем колокол в келлию свя-
тителя Иоанна Златоуста Ивер-
ского монастыря. Также активно
участвовали афонские монахи в
качестве санитаров в Первой ми-
ровой войне.
Между тем беды пришли
и на сам Афон. Прежде всего
это разгул бандитизма в пери-
од Балканских войн. Его жерт-
вой стал иеросхимонах Мои-
сей (Буренин); едва не погибли
иеросхимонахи Пантелеимон
(Важенко) и Пахомий, настоя-
тель Георгиевской келлии Фи-
лофеевского монастыря.
В 1913 году разразилась сму-
та споров вокруг Имени Божье-
го. Правда, келлиотов она прак-
тически не затронула. Старцы
малых обителей заявили Свя-
тейшему Синоду, что их «кел-
лии пребудут верными учению
православнойЦеркви об именах
Божиих». В мае 1914 года был
принят «Акт братства игуменов
русских обителей и настоятелей
келлий на Святой Горе Афон-
ской с осуждением исповед-
ников Имени Божия». Споры
закончились депортацией из
Пантелеимонова монастыря и
Андреевского скита нескольких
тысяч монашествующих, в том
числе Антония (Булатовича),
иеромонаха скита, в прошлом
Крестовоздвиженская келлия внутри.
2003
Схимонах Константин (Семерников)
Тысячелетие Русского Афона
42
Русская история
1–2
2016
1...,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43 45,46,47,48,49,50,51,52,53,54,...172
Powered by FlippingBook