Келлия святителя Иоанна
Златоуста Хиландарского мона-
стыря взялась возрождать лав-
ру в Дечанах в Старой Сербии,
келлия Воздвижения Креста
приобрела Фаранскую лавру в
Иерусалиме и восстанавливала
монастырь пророка Илии в Ли-
ване. Некоторые келлии орга-
низовали своего рода подворья
в России. В 1889 году иеромо-
нах Серафим (Титов) из келлии
Благовещения Хиландарского
монастыря основал Зеленчук-
скую
Александро-Афонскую
обитель, в 1904 году старец
келлии Иоанна Богослова ие-
росхимонах Герасим (Попов) –
Второ-Афонскую обитель на
горе Бештау. Насельник Благо-
вещенской келлии Хиландар-
ского монастыря иеромонах
Иоанн организовал крещёно-
татарский скит в Казанской
епархии, а старец келлии
о. Парфений (Гвоздёв) напечатал
ему в помощь 20 тысяч экзем-
пляров религиозных брошюр на
татарском языке. Паломников,
следующих по святым местам
Востока, принимали подворья в
Одессе и Константинополе.
Многим грекам, особенно
элладским, не нравилась ак-
тивность русских монахов. Это
вызывало острые конфликты.
Один из них связан с иеро-
схимонахом Пантелеимоном,
старцем келлии Воздвижения
Креста Господня монастыря Ка-
ракалл. Греческие монахи были
против постройки соборного
храма в Ильинском ските, но
ильинцам при помощи россий-
ского посольства удалось завер-
шить строительство и освятить
собор в 1914 году.
Другойконфликт разгорелся
вокруг русского старца Кирилла
(Абрамова) из келлии святителя
Иоанна Златоуста Хиландар-
ского монастыря. Для противо-
действия расцветшей спекуля-
ции он попытался организовать
нечто вроде потребительской
Свято-Пантелеимонов монастырь. В центре великий князь Алексей Александрович,
справа иеромонах Иероним, слева архимандрит Макарий, позади архимандрит
Леонид (Кавелин).
16 июня 1867
Фаранская лавра
Русские обители на Святой Горе
41
Русская история
1–2
2016