Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 33

новую
Киево-Могилянскую
латино-греческую
коллегию.
Её усилиями святоотеческие,
афонские традиции, богословие
и мировоззрение Киево-Русской
Церкви начинали постепенно
вытесняться латинским схоласти-
ческим влиянием, которое прото-
иерей Георгий Флоровский поз-
же назовет «крипто-романиз-
мом», или «псевдоморфозой пра-
вославной мысли» [3, с. 49, 56].
Митрополит Исаия (Ко-
пинский) вначале намеревался
уйти в затвор, сохранив духов-
ное управление над Киево-
Михайловским
Златоверхим,
Густынским, Мгарским и Ла-
динским монастырями. Эти
обители за ним письменно обе-
щал сохранить Пётр Могила
как условие примирения, одна-
ко слова не сдержал. Сначала у
Исаии силой отобрали Михай-
ловский монастырь, а позже и
остальные, что привело к дли-
тельным судебным тяжбам.
Расправившись
с
вну-
трицерковной
«афонистско-
исихастской» оппозицией, Мо-
гила начал переговоры с униат-
ским митрополитом Вениами-
ном (Рутским) о новой, так на-
зываемой универсальной, унии.
Он видел себя объединённым
«киевским патриархом» униатов
и православных, который пре-
бывал бы в общении с римским
престолом [5, с. 96–106]. Пере-
говоры зашли настолько дале-
ко, что в 1637 году на польском
сейме в Варшаве по инициативе
короля планировалось офици-
ально утвердить униатский па-
триархат.
Это вынудило старого ми-
трополита Исаию, близкое ему
духовенство и монашество воз-
вратиться к активной церковно-
общественной
деятельности.
Сам он начинает рассылать при-
зывы к казачеству и пастве под-
няться против новой унии на
защиту православия. Два года
пылали восстания, и лишь в
1638 году они были жестоко по-
давлены польскими войсками.
Весь шлях от Днепра до Нежина
был уставлен колами с казнён-
ными «схизматами». Арестован-
ныймитрополитИсаия скончал-
ся в заточении два года спустя.
И всё же утверждение на
сейме «универсальной унии»
было сорвано. Его перенесли на
1648 год, когда король заплани-
ровал совместный православно-
униатский собор. Однако новое
восстание, возглавленное быв-
шим учеником Киевской брат-
ской школы Богданом Хмель-
ницким, не позволило реализо-
ваться этим планам. Успех его
привёл к полной ликвидации
унии на освобождённых каза-
ками украинских территориях и
кардинально изменил ход исто-
рии всей Восточной Европы.
Поскольку полонофильская
могилянская иерархия тяготела
к новой «универсальной унии»,
Хмельницкий нашёл опору в ря-
довом православном духовенстве
и монашестве, принадлежавшем,
по большей части, к бывшей иса-
иевской «исихастской партии».
С этого времени казачество на-
чинает проявлять всё больший
интерес к Афону, участив по-
жертвования и паломничества
к его святыням. Появилось такое
явление, какказаки-отшельники.
Многие уходили на Святую Гору
и там принимали постриг.
В то же время афонские мо-
нахи странствовали на Запорож-
ских землях, другие становились
настоятелями сечевых храмов.
Многие из них наряду с восточ-
ными патриархами предоста-
вили духовную легитимизацию
восстанию Хмельницкого как
«священной освободительной
войне за православную веру».
Под их влиянием Хмельницкий
загорелся мечтой освободить от
иноверцев не только Украину,
но и Константинополь, Иеруса-
лим, а также Грецию, Болгарию
и Сербию [1, с. 65–66]. Среди
афонитов, имевших духовное
влияние на украинского гетма-
на, был и св. Патриарх Афана-
сий, упокоившийся в казачьем
Мгарском монастыре.
Традиция тесных духовных
связей казачества с Афоном
Комплекс Михайловского Златоверхого монастыря.
Фото Н. Грэпси. 2014
Успенский собор Киево-Печерского
монастыря.
Гравюра Л. Тарасевича. 1702
Афониты в борьбе за православие на Украине
31
Русская история
1–2
2016
1...,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32 34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,...172
Powered by FlippingBook