После объединения Польши
и Литвы давление на правосла-
вие в восточных землях неизме-
римо возросло. За политической
Люблинской унией 1569 го-
да
последовала
Брестская
в 1596 году. Согласно ей право-
славная иерархия, назначав-
шаяся польскими королями по
«праву патроната», преимуще-
ственно из знатных магнатов
и шляхтичей Речи Посполитой,
переходила в католичество.
В противовес униатскому
в том же году и тоже в Бресте
прошёл антиуниатский собор
под председательством экзарха
Вселенского Патриарха Ники-
фора. Активное участие в нём
приняли монахи-аскеты, ори-
ентировавшиеся на Афон и его
исихастские традиции. В их чис-
ле были представители Святой
Горы Афон – архимандрит Рус-
ского
Свято-Пантелеимонова
монастыря Матфей и архиман-
дрит монастыря Симоно-Петра
Макарий.
На деньги князя Констан-
тина Острожского было отпе-
чатано послание против унии,
составленное и присланное
украинским православным «от
Святой Афонской горы скит-
ствующих»
[2, с. 161]. Готовя к
изданию новый православный
Требник, Львовский епископ
Гедеон (Балабан) запрашивал
с Афона исправленный спи-
сок этой книги. Львовскому
братству с Афона писал и быв-
ший молдавский митрополит
Мардарий, который 5 января
1614 года призывал братчиков
твёрдо хранить православную
веру и просил прислать на Свя-
туюГору новые книги, изданные
в братской типографии Львова.
К Острожской школе при-
надлежал также старец Ио-
анн Вишенский. Выходец из
Галиции, он около сорока лет
провёл на Афоне, подвизался
в Русике, Зографском, Хилан-
дарском и других монастырях.
После Брестской унии по на-
стоянию Константинопольско-
го Патриарха Мелетия (Пигаса)
он направился на родину, что-
бы включиться в борьбу против
унии, и написал около двадцати
полемических
произведений.
Его союзником стал преподава-
тель школы, известный афонит,
схииеромонах Иов (Княгиниц-
кий), проведший на Афоне око-
ло двенадцати лет.
Иов основал в Галиции Ма-
нявский скит, учреждённый по
образцу и по уставу монастырей
Афона. Вокруг него в XVII веке
в Западной Украине образова-
лась сеть из нескольких десят-
ков обителей, подобно тому, как
в Московской Руси возникали
монастыри и скиты под влия-
нием преподобного Сергия Ра-
донежского. Манявский скит
оказывал влияние даже на мо-
настыриМолдо-Валахии. Среди
других последователей Иоанна
Вишенского назовём также пре-
подобных Феодосия Манявско-
го и Иова Почаевского (Жели-
зо), основателя знаменитого
Почаевского монастыря.
Благодаря так называемой
афонской экспансии в Украи-
не после Брестской унии на-
чинается массовое возрожде-
ние православного монашества.
Если прежде обители приходи-
ли в упадок или превращались
в крупные землевладельческие
хозяйства, теперь они становят-
ся национальными духовными,
культурными, образовательны-
ми и политическими центрами.
Несмотря на гонения и притес-
нения, онирослив численности,
объединяя до двухсот монахов,
появилось более пятидесяти но-
вых обителей, и почти все они
обустраивались по Афонскому
уставу. Этот период справедли-
во можно назвать «украинским
Князь Константин Острожский.
Я. Сваричевский. 1883
Принятие Люблинской унии.
Я. Матейко. 1869
Типографская печать Львовского
Успенского братства
27
Русская история
1–2
2016