С. В. Шумило
Афониты
в борьбе за православие
на Украине
Флорентийская
уния,
за-
ключённая в 1439 году, за че-
тырнадцать лет до падения
Константинополя,
вызвала
сильнейшее противодействие
со стороны священства и мо-
нашества Восточной Церк-
ви. Не составила исключе-
ния и Киевская митрополия.
Главный её духовный центр,
Киево-Печерский монастырь,
остался оплотом канониче-
ской веры. В народе его не-
редко называли «Третьим
Уделом Божией Матери», или
«Русским Афоном», и это не
случайно. Здесь также глубоко
укоренилось почитание Успе-
ния, сохранились тесные ду-
ховные связи со Святой Горой,
решительно отвергшей унию.
Они явственно проявились в
Киево-Печерском патерике,
увидившем свет в XV веке и
неоднократно переписывав-
шемся и переиздававшемся
впоследствии.
К исходу следующего сто-
летия афонскую традицию ис-
кренне чтил князь Константин
Острожский, потомок препо-
добного Феодора Острожско-
го, чьи нетленные мощи почи-
вают в Киево-Печерской лав-
ре. Сам он стал учредителем и
ктитором славяно-греческой
школы в Остроге, поддержи-
вал тесные связи с Афоном, со-
действовал посылке иноков на
Святую Гору, запрашивал отту-
да книги. Одна, переданная им
князю Андрею Курбскому для
переиздания, получила ши-
рокое распространение среди
православных Речи Поспо-
литой. Она содержала сочи-
нения теоретиков афонского
исихазма Григория Паламы и
Нила Кавасилы против като-
лицизма. Острожская школа
сделалась мощным центром
православного просвещения.
Среди её духовных лидеров от-
метим о. Дамиана Наливайко.
Его родной брат Сиверин На-
ливайко поднял первое в Речи
Посполитой казачье восстание
под лозунгами борьбы против
унии.
Тысячелетие Русского Афона
План пещер Киево-Печерского монастыря.
Й. Гербиниус. 1675
26
Русская история
1–2
2016
Сергей Викторович Шумило – ди-
ректор Международного института
афонского наследия в Украине.