Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 34

сохранялась, несмотря на не-
однократные разорения За-
порожской Сечи. Так, после
уничтожения Сечи в 1709 году
запорожцы вынуждены были
временно эмигрировать в «та-
тарские степи», где основали
новую Сечь в Алешках. И здесь
казачество опекалось духовен-
ством, которое запорожский
Кош пригласил с Афона. Когда
же казаки смогли в 1733 году
вновь возвратиться в родные
края, то «из Алешек с войско-
вым товариществом пришло
в Новую Сечь, на Запорожье,
много греческих священников
и монахов», а во главе пришлого
духовенства стоял афонский ар-
химандрит Гавриил.
В 1747 году бывший запо-
рожский казак иеросхимонах
Григорий (Голубенко) основал
при болгарском Зографском мо-
настыре на Афоне скит во имя
Рождества Богородицы, более
известный как «Чёрный Выр».
В нём подвизалось до 30 ино-
ков – в основном бывших запо-
рожских казаков. Скит поддер-
живал тесные связи как с Се-
чью, так и с Киево-Печерской
лаврой, в главном храме был
устроен придел в честь Киево-
Печерских угодников.
В другом афонском мона-
стыре Ставроникита украин-
ским инокам для богослуже-
ний был выделен отдельный
параклис (небольшой храм) с
келлиями. По мнению игумена
Петра (Пиголя), в XVIII веке
наибольшее число вкладов в
Свято-Пантелеимоновом и дру-
гих монастырях Афона прихо-
дится на Левобережную Украи-
ну, «где богатые пожертвования
делали представители верхушки
казачьих полков вплоть до ге-
нерального писаря и гетмана».
В «русском помяннике» бол-
гарского Зографского мона-
стыря на Афоне среди щедрых
жертвователей значатся гетма-
ны И. Самойлович, И. Мазепа,
Д. Апостол, полковники С. Па-
лий, Я. Лизогуб, В. Кочубей и
многие другие представители
казачьей знати.
На Афоне под свою опеку
запорожцы приняли и знамени-
тыйИльинский скит, где многие
проводили остаток жизни, так
что он по праву часто назывался
«казачьим». Казакам в изгнании
этот скит был особенно близок,
так как сам его основатель пре-
подобный Паисий Величков-
ский происходил из известного
рода казачьих священников с
Полтавщины.
Прочная опора на афон-
ские традиции, заложенная в
ходе борьбы за православную
веру с униатской экспансией,
на многие века предопредели-
ла судьбу и роль Украинской
Православной Церкви в кано-
ническом христианстве. В ходе
исторической встречи в Гаване
Патриарх Московский и всея
Руси Кирилл и Папа Римский
Франциск в феврале этого года
приняли Совместное заявление,
где осудили «метод “униатизма”
прежних веков, предполагаю-
щий приведение одной общины
в единство с другой путем её от-
рыва от своей Церкви». Таким
образом, борьба за православие
на Украине получила общехри-
стианское признание.
В материале использованы фотографии
пресс-службы Патриарха
Московского и всея Руси и
фотоматериалы Wikimedia Commons
Литература и источники
1. Архив Юго-Западной России. Киев,
1987. Ч. 1, т. V.
2.
Горский А. В.
О сношениях Русской
Церкви со Святогорскими обителями до
XVIII ст. // Прибавления к Творениям
святых отец. М., 1848. Т. 6, кн. 1.
3.
Флоровский Г., прот.
Пути русского
богословия. Париж, 1983.
4.
Хижняк З. І., Маньківський В. К.
Історія Києво-Могилянської академії.
Київ, 2003.
5. Шмурло Е. Ф.
Римская курия на рус-
ском православном Востоке в 1609–
1654 гг. Прага, 1928.
Вид на болгарский монастырь Зограф, Святая Гора Афон
Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска.
Гавана, 12 февраля 2016
Афонский скит «Чёрный Выр»
Тысячелетие Русского Афона
1...,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33 35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,...172
Powered by FlippingBook