стало «патроном Запорожской
Сечи», и заслуга игумена Исаии
в этом несомненна. Он же по-
могал Иоасафу в обустройстве
Густынского монастыря, позже
основал и возглавил Ладин-
ский и Мгарский монастыри.
В последнем в 1654 году нашёл
пристанище святой Патриарх
Афанасий, имевший непосред-
ственное отношение к основа-
нию на Святой Горе русского
Свято-Андреевского скита.
В 1615 году, вскоре после
основания Киевского Богояв-
ленского Братства, Исаия до-
бился того, чтобы в него всту-
пило всё Запорожское войско
и таким образом стало его «па-
троном». Этого удалось достичь
благодаря тому, что гетман Пётр
Конашевич-Сагайдачный был
выходцем из Острожской школы
[4, с. 16–17, 27–30]. Теперь каза-
чество из приграничного, «укра-
инного люда», охранявшего
границы Речи Посполитой, под-
нялось на новый общественно-
политический уровень – за-
щитника и охранителя древних
киево-русских обычаев и право-
славной веры. В условиях опо-
лячивания и окатоличивания
старорусской шляхты эти меры в
глазах народа возвышали казаче-
ство до положения новой нацио-
нальной элиты.
Одним из выдающихся дея-
ний Исаии стало восстановле-
ние православной иерархии.
В 1620 году, в бытность его игу-
меном казачьего Межигорско-
го монастыря, через Украину
проезжал Иерусалимский Па-
триарх Феофан. Исаия и гет-
ман Сагайдачный просили его
погостить в казачьей обители.
Здесь и была совершена архие-
рейская хиротония над Исаией.
Став вначале епископом Пере-
мышльским, а позже архиепи-
скопом Черниговским и Смо-
ленским, он возглавил «иси-
хастскую партию» ревностных
противников унии и противо-
стоял «латинофильской пар-
тии» Мелетия Смотрицкого и
Петра Могилы.
Епископом восстановлен-
ной православной иерархии
был рукоположен и другой из-
вестный борец с унией игумен
Исаакий Святогорец (Бориске-
вич). Около четырнадцати лет
он провёл на Святой Горе, а по
возвращении оттуда при содей-
ствии Иова Княгиницкого воз-
родил Дерманский монастырь,
учредил Луцкое братство и ти-
пографию.
Хиротонию от Патриарха
Феофана получил также игу-
мен знаменитого казачьего
Трахтемировского монастыря
Иезекииль (князь Кориятович-
Курцевич, потомок великого
князя Литовского Корията), не-
которое время подвизавшийся
на Святой Горе.
В 1621 году Киевский По-
местныйСоборвЛуцкеутвердил
своего рода программу возрож-
дённой Православной Церкви,
известную под названием «Со-
ветование о благочестии». На-
писанная в исихастском духе,
она призывала иерархию, духо-
венство и паству к внутреннему
очищению, покаянию и даже
мученичеству за православие.
В одном из пунктов постанов-
ления предписывалось: «По-
слать… за благословением, по-
Межигорский монастырь.
1934
Икона святителя Афанасия, Патриарха
Константинопольского, в Лубенском (Мгарском) монастыре
почивающего.
Вторая пол. XVII в.
Гетман П. Сагайдачный.
Гравюра, 1622
Афониты в борьбе за православие на Украине
29
Русская история
1–2
2016