Тысячелетие Русского Афона
М. В. Шкаровский
Русский
Свято-Пантелеимонов
монастырь
Первой обителью на Афоне,
где появились русские иноки,
стал монастырь Успения Пре-
святой Богородицы «Ксилур-
гу». Он сохранился доныне,
как и его соборная церковь
во имя Успения Богоматери.
Численность братии посте-
пенно росла, и в праздник
Успения 1169 года по просьбе
«игумена обители Ксилургу
или русов» Лаврентия афон-
ский Протат передал в её ве-
дение опустевшую обитель
Солунянина (Фессалоникий-
ца), возникшую в конце X ве-
ка и освящённую во имя св.
вмч. Пантелеимона. Согласно
акту Собора Святой Горы, она
передавалась в полную соб-
ственность и на вечные вре-
мена. Ксилургу также оста-
вался за русским братством,
но основной его обителью на
Афоне отныне являлся «мона-
стырь Святого великомучени-
ка Пантелеимона россов». По
своему месторасположению он
нередко именовался Нагорным
Русиком.
Афон наряду с Константи-
нополем и Иерусалимом был
центром притяжения Русско-
го Православия. К середине
XIII века при избрании епи-
скопов в некоторых епархиях
предпочтение отдавалось тем,
кто ранее прибывал на Свя-
той Горе. В 1191 или 1192 го-
ду в Пантелеимоновом мо-
настыре
принял
постриг
княжич Растко Неманич – в
будущем архиепископ Савва,
основатель
автокефальной
Сербской Церкви, один из
самых известных сербских
святых. На его выбор повли-
ял русский святогорец, встре-
ченный им на родине.
Мы вольны считать или
не считать это событие про-
мыслительным, однако несо-
мненно: в самые тяжкие века
русской истории – монголь-
ского нашествия и ордынско-
го ига – только покровитель-
ство сербских правителей
спасло обитель от разорения.
Приток новых насельников,
паломников и средств из Руси
практически иссяк, и с сере-
дины XIV века в Русик при-
бывает всё больше сербов.
Ктитор монастыря сербский
Фото С. Н. Дмитриева.
2012
Архиепископ Савва Сербский.
Фреска
Милешевского монастыря. XIII в.
Михаил Витальевич Шкаров-
ский – доктор исторических наук,
профессор Санкт-Петербургской
Духовной академии.