И всё же упорное нежелание
верить в русское происхождение
обители подвигло Порфирия
выдвинуть ещё одну альтерна-
тивную версию, уже греческую.
В грамоте 1030 года и в ряде
поздних документов русский
монастырь назван Ксилургу.
Учёный предположил, что его
основателем мог быть греческий
монах из семейства Ксилургу
в Фессалониках. Монастырь,
считал он, был основан в 680-х
годах богатыми фессалоникий-
цами и обновлён вскоре после
870 года неким Френти, также
выходцем из Фессалоник. От-
туда же могли происходить и
Ксилурги. В принципе, предпо-
ложить такое возможно, однако
никаких свидетельств о суще-
ствовании семейства Ксилургу в
Фессалониках не имеется.
Откуда такое недоверие
Порфирия к раннему водво-
рению русских на Афоне? По-
нять его можно. По летописям,
язычники-русы если и прихо-
дили в Византию, то лишь ради
грабежей. Крещение княгини
Ольги в Константинополе вы-
глядело исключением. Участие
князя Владимира в делах им-
перии и вовсе окружено за-
весой молчания. Византийцы
с пренебрежением относились
к варварам и не интересовались
их историей и культурой. Даже
балканских славян они называ-
ли фракийцами, по имени на-
рода, населявшего полуостров в
Античности. Роль в делах импе-
рии варваров вообще и русов в
частности замалчивалась, а цер-
ковная цензура привела к ис-
треблению сведений о русском
присутствии в Византии и в на-
шем летописании.
В письменных памятниках
Киевской Руси сведений о рус-
ской обители на Афоне также
нет. Особняком стоит сообще-
ние о пребывании на Афоне в
первой половине XI века св.
Антония Печерского, однако,
согласно легенде, он был по-
стрижен и обитал не в русском,
а в греческом монастыре Эсфиг-
мен. Это не более чем версия,
однако доказать иное сегодня
вряд ли возможно.
Казалось бы, надёжных ис-
точников дляпоиска русских на-
сельниковАфонанеимеется.Од-
нако упомянутая опись 1142 го-
да явно свидетельствует о том,
что в Ксилургу изначально жили
русские. В ней упоминаются
церковные предметы с помет-
кой «русские», а также 49 рус-
ских книг. Если бы монастырь
изначально был греческим и со
временем перешёл к русским, в
библиотеке присутствовали бы
и греческие наименования.
В русской афонской обители
хранили память о её основании
святым князем Владимиром.
У В. Н. Татищева под 1497 го-
дом есть известие о прибытии
к великому князю Ивану III
игумена Паисия и трёх старцев
со Святой Горы: «И князь ве-
ликий пожаловал, милостыню
изволил, и на иные монастыри
Святой Горы послал с ними ми-
лостыню, и отпустил их с тем
же послом вместе, поскольку из
старины тот монастырь святого
Пантелеимона
во Святой Горе
строение
было прежних великих
князей русских
от
великого
Во-
лодимера
» [834-5-6, 87]. Игумен
справедливо вёл отсчёт истории
Пантелеимонова монастыря от
учрежденияКсилургу,поскольку
братия вышла оттуда. В 1583 го-
ду афонские монахи во главе с
протом Пахомием направили
послание к Ивану Грозному, в
Епископ Порфирий (Успенский).
1880-е
Преподобный Антоний Печерский.
Фрагмент Свенской иконы Божией
Матери. Конец XIII в.
13
Русская история
1–2
2016
Основание Ксилургу