Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 16

котором подтвердили: «…строе-
ние и начатие (монастыря. –
В. Т.
) есть
святого князя Влади-
мира
» [952, 315].
Долгое время бытовало
мнение, что афониты выдвину-
ли эту версию ради получения
милостыни от возвышающейся
Москвы – тем более что среди
них бытовала и иная версия – о
строительстве монастыря Яро-
славом Мудрым. Однако не бу-
дем торопиться с выводами.
С греческого Ксилургу обыч-
но переводится как
Древодел
,
или, попросту, плотник, столяр.
Весьма странное имя для мона-
стыря, пусть даже кто-то из мо-
нахов нёс такое ремесленное по-
слушание. В 1873 году издатель
документов
Пантелеимонова
монастыря выдвигал предполо-
жение, что «явился туда сначала
один какой-нибудь русак с то-
пором и долотом, и занялся там
родным своим ремеслом – плот-
ничаньем. К нему потом при-
стали и другие его земляки. Это,
может быть, и было побудитель-
ным для святогорцев поводом
к названию обители их обите-
лью Древодела или Русов. А по-
сле уже и князья русские стали
поддерживать это поселение
русских». Наивность подобного
объяснения очевидна, однако
оно приводится вплоть до сегод-
няшнего дня.
Афонские монастыри нахо-
дились под прямым управлени-
ем византийского императора,
получали от него содержание –
ругу. Так, Великая лавра появи-
лась благодаря покровительству
полководца, а затем императора
Никифора Фоки, Иверский мо-
настырь был учреждён приняв-
шим монашество полководцем
Иоанном Торником.
Первый русский монастырь
в самом Константинополе по-
явился задолго до крещения
Руси при церкви Богородицы
Халкопратийской.
Прихожа-
нами были осевшие в столице
и крестившиеся русские наём-
ники, иноками – вышедшие в
отставку воины, игуменами –
представители знати. Одно вре-
мя обитель возглавлял бывший
король и креститель Норвегии
Олав Трюгвасон, побывавший,
кстати, во время службы в рус-
ской армии на Афоне в 990 году.
Позднее Олава причислили к
лику византийских святых под
монашеским именем Леонтий.
Устроить подобным образом
русский монастырь на Афоне
было невозможно. Во-первых,
для учреждения здесь новой
обители нужно было импера-
торское разрешение. Во-вторых,
это требовало значительных
средств, а торговля, согласно
русско-византийским догово-
рам, разрешалась русским толь-
ко в Константинополе. Не было
на Афоне и постоянного рус-
ского контингента воинов или
ветеранов. Инициатором строи-
тельства мог выступить только
один человек – великий князь.
Соединение сведений скан-
динавских саг с известиями ви-
зантийских и мусульманских
писателей позволило устано-
вить, что Владимир во главе
русской дружины помогал ви-
зантийским императорам по-
давить восстание Варды Фоки.
В 990 году его армию отправили
на постой в Фессалоники, что-
бы по весне следующего года
использовать в нападении на
Болгарию.
Из Фессалоник Владимир
вместе со своими приближён-
ными навещал близлежащий
Афон и 6 августа на Преображе-
ние Господне принял участие в
крестном ходе. Афонские мона-
хи произвели на великого князя
большое впечатление, а один из
них – болгарин Леонт – по его
просьбе позднее стал русским
митрополитом. С Леонта нача-
лось усвоение на Руси афонских
традиций, и он мог содейство-
вать росту интереса русской
знати к Афону.
Выдающийся историк Афо-
на В. А. Мошин тонко подметил,
что в грамоте 1016 года прописа-
на обитель Руса, которая позднее
именоваласьобительюрусов.Это
различие означает, что к тому мо-
менту её создатель был ещё жив.
Действительно ли им был сам
Владимир? Преставление свято-
го князя традиционно относят к
1015 году, однако, по нашим рас-
чётам, умер он в 1017-м. И всё же
считать его непосредственным
основателем монастыря мешает
второе, греческое, название оби-
тели – Ксилургу.
Мы уже убедились, что воз-
водить её происхождение к ми-
фическомуфессалоникийцуили
безымянному плотнику нельзя.
Точный перевод
?????????
древодел
, то есть имеющий дело
с древесиной. А что если греки
перевели таким образом русское
древлянин
? Это представляется
весьма вероятным.
Некоторые считают сыном
древлянской княжны самого
Владимира, однако ни в лето-
писях, ни в былинах с этим на-
родом его не связывали. К тому
же на Афоне Владимир побывал
в 990 году и вряд ли туда возвра-
щался. Сам основать Ксилургу
он не мог, поскольку соборная
церковь была посвящена Успе-
нию Богородицы. По обычаю,
храмы закладывались в годы,
когда их престольный празд-
ник приходился на воскресенье,
чего не произошло ни 990-м, ни
в следующем году.
Святой князь Владимир.
В. М. Васнецов
Тысячелетие Русского Афона
14
Русская история
1–2
2016
1...,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,...172
Powered by FlippingBook