мощью и советом… на Святую
Гору Афонскую, чтобы вызвать
и привезти оттуда преподобных
мужей русских: блаженного Ки-
приана и Иоанна прозванием
Вишенского и прочих, процве-
тающих жизнию и благочести-
ем, а также и впредь посылать
русских, расположенных к бла-
гочестию, на Афон, как в школу
духовную».
Особенно остро противо-
стояние проявилось на Киев-
ских Соборах 1628 и 1629 го-
дов, на которых предлагалось
рассмотреть проект объеди-
нения Православной Церкви
с Униатской. Епископ Исаия
возбудил против этих планов
монашество и казаков. Послед-
ние, явившись на Собор, при-
грозили расправиться с теми,
кто проголосует за унию. Про-
ект провалился.
Уже в 1630 году Исаия, со-
гласно польским источникам,
благословил казачество в ходе
антипольского восстания, ко-
торое впервые прошло под ло-
зунгами борьбы за православие.
Через год, после смерти митро-
полита Киевского Иова (Борец-
кого), при поддержке казачества
на Соборе в Киеве Исаия был
«советно от всего народу русько-
го» избран новым «Митрополи-
том Киевским, Галицким и всея
Руси». Король Сигизмунд ІІІ,
однако, не признал «хлопского»
митрополита «схизматов», после
чего в Речи Посполитой усили-
лись гонения с целью устранить
неугодного Исаию.
Когда в 1632 году Сигиз-
мунд умер, Исаия с делегацией
в 300 священников и монахов
прибыл на казачью Раду, где они
пали перед казаками на коле-
ни и слёзно призывали до кон-
ца стоять за веру. Казачеству и
православной шляхте предлага-
лось отказаться от участия в из-
брании нового короля, если он
откажется полностью легализо-
вать Православную Церковь в
Речи Посполитой.
Кандидат на престол ко-
ролевич Владислав на это тре-
бование согласился, однако
настоял на смене строптивого
Киевского митрополита и всей
«исихастской» иерархии Фео-
фанова поставления на новую.
В результате на сейме в Варша-
ве в 1633 году светские делега-
ты от православной шляхты без
участия духовенства и еписко-
пата (!) избрали митрополитом
архимандрита Петра (Могилу) и
других иерархов, лояльных к ка-
толической власти Речи Поспо-
литой. Владислав легализовал
новую иерархию специальным
универсалом.
Церковный переворот чуть
было не привёл Киево-Русскую
Церковь к новому расколу.
Исаия и исихастские мона-
стыри, ориентировавшиеся на
афонские православные тради-
ции, отказались признать но-
вым митрополитом Петра Мо-
гилу, известного латинофиль-
скими настроениями. По этой
причине его епископская хиро-
тония и возведение в сан митро-
полита прошли не в Киеве, а во
Львове, в родовом молдавском
храме. Ещё несколько месяцев
после интронизации Могила не
решался прибыть в Киев. Лишь
после того, как польским вла-
стям удалось подкупить казачью
старшину и уговорить её при-
знать Могилу, он торжественно
въехал в город. Однако, пони-
мая, что оппозиция не сломле-
на, он при помощи польских
жовнеров и пушек ночью «гвал-
том» напал на Михайловский
Златоверхий монастырь и аре-
стовал митрополита Исаию.
Старика связали и в одной
власянице выволокли из мона-
стыря, перебросили через коня,
«как какой-то мешок», и отвез-
ли в лаврскую тюрьму. Его об-
винили в политической измене
Речи Посполитой, переходе на
сторону Москвы и под пытками
заставили отречься от митро-
полии в пользу Петра Могилы.
Затем тот подверг прещениям
и «анафеме» многих киевских
священников, симпатизировав-
ших Исаие и отказывавшихся
поминать нового митрополита.
С этого времени всё боль-
шее распространение приобре-
тает неформальное, «катакомб-
ное» движение странствующих
или «диких попов». Не призна-
вая официальной иерархии, они
продолжали ориентироваться
на афонские традиции и под-
держивали тесные отношения с
запорожским казачеством.
Одной из первоочередных
мер Петра Могилы на Киев-
ской кафедре была ликвидация
основанной Исаией Киевской
братской
славяно-греческой
школы. Вместо неё учредили
Феофан III, Патриарх Иерусалимский.
Л. Килиан. 1620
Портрет митрополита Петра (Могилы).
Неизвестный автор. XVII в.
Тысячелетие Русского Афона
30
Русская история
1–2
2016