Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 46

келлиотов сократилось до 581,
каливитов – до 108, пустын-
ников – до 380. В 1961 году на
Святой Горе в 14 келлиях оста-
вались 21 монах и 16 пустынни-
ков.
Впрочем, угасание русского
монашества на Афоне сопрово-
ждалось яркими событиями ду-
ховной жизни. Большое влияние
на русское зарубежье оказали в
послереволюционные годы ка-
рульские старцы. В Троицкой
келлии, построенной в 1917 году
на средства игуменаПантелеимо-
нова монастыря Мисаила, жили
богослов иеросхимонах Феодо-
сий (Харитонов) (ум. 1937), на-
писавший здесь труды об Име-
ни Божием и о новом стиле, и
его ученик схимонах Никодим
(ум. 1984).
В Георгиевской келлии, са-
мой древней на Каруле, в по-
слевоенное время пребывал
иеросхимонах Никон (ум. 1963),
полковник Царской армии и
адъютантвеликогокнязяАндрея
Владимировича. В келлии свя-
тителяИннокентияИркутского,
построенной И. М. Сибиряко-
вым, подвизался иеросхимонах
Парфений. Этот удивительный
подвижник принадлежал в миру
к высшим слоям общества, а пре-
дание свидетельствует о нём как о
великом князе из Дома Романо-
вых. Правда, ни подтвердить, ни
опровергнуть эту версию никому
пока не удалось.
Следует вспомнить и о Бело-
зёрской келлии святителя Ни-
колая, в которой положил нача-
ло своим подвигам иеросхимо-
нах Тихон (Голенков). Обитель
имела замечательную историю.
По преданию, её приобрёл свя-
титель Савва Сербский; после
долгого запустения в 1882 году
в ней поселился русский иеро-
схимонах Антоний (Крутьков),
ученик известного греческого
старца Хаджи-Георгия. В ней
имелось два храма: верхний в
честь святителя Николая и ниж-
ний во имя Покрова Божией
Матери.
Последний настоятель этой
келлии иеродиакон Иоанникий
(Погребеннов) умер в 1968 году.
Считается, что с его преставле-
нием история русского келлиот-
скогомонашествапрекратилась.
Однако следует говорить не об
окончании, но о временном её
прерывании. В 1990-е годы рус-
ские келлиоты снова стали по-
являться на Святой Горе, посе-
ляться в заброшенных келлиях и
воздвигать новые. Наряду с воз-
рождением главного русского
центра, Свято-Пантелеимонова
монастыря, это позволяет наде-
яться на возобновление полно-
ценного присутствия русского
монашества на Афоне.
Литература и источники
1. Архив Внешней Политики Россий-
ской Империи. Посольство в Констан-
тинополе 180. Оп. 517/2.
2.
Епископ Саранский и Мордовский Вар-
сонофий
. Сочинения. В 5 т. Т. 3: Афон в
жизни Русской Православной Церкви в
XIX – начале XX в. Саранск, 1995.
3.
Григорович-Барский Василий
. Второе
посещение Святой Афонской Горы Ва-
силия Григоровича-Барского, им самим
описанное. М., 2004.
4. Обитель св. Иоанна Златоуста на
Св. горе Афонской. СПб., 1900.
5. Спутник русского монашества по
Святой горе Афону М., 1905.
6.
Талалай М. Г.
Русский Афон. Путе-
водитель в исторических очерках. М.,
2003.
7.
Троицкий П.
История русских обите-
лей Афона в XIX–XX веках. М., 2008.
8.
Троицкий П.
Русские келлиоты на
Афоне по материалам Архива Внешней
Политики. Sanktum, 2012.
9.
Шкаровский М. В.
Русские обители
Афона и Элладская Церковь в XX веке.
М., 2010.
10.
Феннелл Н., Троицкий П., Талалай М.
Ильинский скит на Афоне. М., 2011.
Карульские отшельники, слева направо: иеросхимонахи Серафим и Стефан,
схимонах Никодим
Иеросхимонах Тихон (Голенков) с монахами в келлии Воздвижения Креста
Господня.
1966
Тысячелетие Русского Афона
44
Русская история
1–2
2016
1...,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45 47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,...172
Powered by FlippingBook