Горы на об-
ложке стали хорошо
известны русскому читателю.
Ощутимой стала нехватка
помещений. В марте 1912 года
о. Аристоклий подал в Свя-
тейший Синод прошение раз-
решить новое строительство, и
вскоре на втором участке по 1-му
Петропавловскому переулку вы-
рос целый комплекс: два камен-
ных трёхэтажных сооружения по
проекту Д. Д. Зверева и хозяй-
ственные постройки. Основное
здание с проездными ворота-
ми сохранилось до настоящего
времени и сегодня выделяется
небольшим каменным киотом
с иконой на фасаде, украшен-
ном сине-зелёной плиткой. На
его первом этаже размещались
книжная лавка и Николаевский
приют, на втором и третьем –
братские кельи, в том числе
келья старца, где он принимал
многочисленных посетителей.
В одной из угловых комнат на
третьем этаже располагалась
домовая церковь во имя осо-
бо почитаемой старцем иконы
Скоропослушница, в полупод-
вале – трапезная с подсобными
помещениями. Во втором зда-
нии располагался издательский
центр с огромными складами.
Масштаб просветительской
деятельности подворья пора-
жал. Через него ежегодно рас-
сылалось почти 2 млн афон-
ских листов для бесплатной
реализации, здесь выходило до
300 тысяч экземпляров книг
и брошюр, журнала «Душепо-
лезный собеседник». В Москве
были опубликованы «Собрание
писем святителя Феофана»,
«Письма Святогорца к друзьям о
СвятойГореАфонской», «Афон-
ский патерик, или Жизнеопи-
сания святых на Святой Афон-
ской Горе просиявших» и другие
популярные издания. Их можно
было заказывать по ежегодно-
му каталогу. Подворье получало
сотни благодарственных писем
за присланную литературу. Об-
ширная книгоиздательская и
просветительская деятельность
не приостанавливалась даже в
годы Первой мировой войны.
Вомногомблагодаряусилиям
московского подворья Русский
Пантелеимонов монастырь на
берегу Эгейского моря стал вос-
приниматься частичкой России.
Щедрые пожертвования позво-
ляли расширять обитель, вести
активную миссионерскую дея-
тельность, строить новые храмы
и подворья в Одессе, Таганроге,
Санкт-Петербурге, основывать
монастыри на Кавказе.
Перваямировая война
прервала связи подворья
со Святой Горой. На Б. По-
лянке был устроен лазарет
для раненых воинов, за кото-
рыми ухаживали монахи и сё-
стры милосердия. Действовал
он до 1917 года. В августе того
же года Аристоклий тяжело за-
болел водянкой и отошёл от дел.
Он мирно упокоился 24 августа
1918 года и был похоронен в
усыпальнице под храмом Ско-
ропослушницы. Отпевали его
три московских владыки: епи-
скоп Арсений, епископ Трифон
(Туркестанов) и епископ Иоа-
саф, настоятель Богоявленского
монастыря, исполнявший в то
время обязанности митрополи-
та Московского.
Особая заупокойная литур-
гия по о. Аристоклию состоя-
лась в день освящения нового
домового храма иконы Божией
Матери
«Скоропослушница»
30 сентября. Её отслужил сам
Святейший Патриарх Москов-
ский и всея России Тихон в со-
служении трёх московских вла-
дык: архиепископа Можайского
Иоасафа (Каллистова) и епи-
скопов Арсения (Жадановско-
го), Трифона (Туркестанова).
Встране разгоралась Граждан-
ская война. С 1919 года в москов-
ских храмах проводились посто-
Вид на часовню Пантелеимона Целителя с Охотного Ряда
Письмо священномученика Илариона
(Громова) с Московского
подворья на Афон.
1918
54
Русская история
1–2
2016