Журнал "Русская история". №1-2 2016г. Тысячелетие русского Афона - page 60

ними высится ряд арочных проёмов окон третьего
яруса. Карниз так выступает над колоннадой, что
снизукажется, будтоименнонанёмпокоитсясвое-
образный венок из двадцати четырёх окон.
Свободная постановка кольцевой колоннады
создала пространственное и пластическое богат-
ство интерьера. В классической композиции уга-
дываются характерные черты национальной архи-
тектуры – ярусный принцип построения объёмов.
Три ряда окон наполняют зал воздухом и светом.
Вечером он освещался тысячами свечей и ламп.
Удачно выбранное цветовое сочетание – белое с
золотом и голубое – придавало ему особую двор-
цовую парадность.
Восемнадцать лепных горельефов в среднем яру-
се прославляют законность, правосудие, просвеще-
ние. Каждый продуман до мелочей. Они поражают
необыкновенной живостью и экспрессией фигур,
внутренней динамикой. Основная идея каждой из
скульптурных композиций выражена ясно и лако-
нично. Императрица предстаёт на них в аллегориче-
ском образе Минервы. Под горельефами – назида-
тельные надписи, над ними – доски с указанием года
события, включённые в изящный фриз. Кстати, осо-
бой исторической точностью они не отличаются.
По кругу купольного основания зала идут ре-
льефы, в хронологическом порядке описывающие
деяния императрицы. Достоверно установлено,
что не только рисунки, но и сам их замысел, сюже-
ты и композиции принадлежат Матвею Казакову.
Исполнял их скульптор Х. Юст.
Под арками дверных проёмов, в пролётах меж-
ду окнами и дверьми помещены декоративные
картуши с гербами городов Московской губернии,
а над колоннадой у основания купола, в простен-
ках между окнами третьего света, – 48 медальонов
с барельефными поясными изображениями вели-
ких князей и государей Российских. Это гипсовые
отливки с оригинальных рельефов Федота Шуби-
на, которые украшают стены Оружейной палаты
Московского Кремля.
Зал, поначалу названный Круглым, вскоре пе-
реименовали в Екатерининский, поскольку здесь
с 1788 года заседала знаменитая Екатерининская
комиссия. Однако, поскольку созывалась она от
случая к случаю, зал стал использоваться для со-
браний, преимущественно дворянских. В одном
из рапортов Казакова князю Прозоровскому он
упоминается как «для собрания дворянства боль-
шой зал с внутренним лепным украшением, стоя-
щим знатной суммы».
Увы, в первоначальном виде зал просуще-
ствовал недолго. С конца XVIII века дворянские
собрания стали проходить в специально постро-
енном доме Благородного собрания на Охот-
ном Ряду, а в Круглом зале разместились архив
и дела департамента Военного министерства.
В связи с этим его перепланировали. Массивные
бревенчатые полы перекрыли всю воздушную
вертикаль, в центре зала смонтировали винто-
вую лестницу, доходившую до самого карниза
под куполом. Замечательные горельефы, часть
из которых была расколота, исчезли за громозд-
кими стеллажами и шкафами. Лепные розетки
кессонированного купола без видимой на то
причины заменили на латунные. Тогда же зало-
жили каменный пол.
О крайне плачевном состоянии некогда вели-
колепного парадного зала свидетельствовал акт
осмотра, произведённый 2 октября 1865 года ар-
хитекторами и художниками в присутствии коми-
тета, учреждённого для наблюдения за перестрой-
Екатерининский зал. Вид сверху
Москва. Кремль
58
Русская история
1–2
2016
1...,50,51,52,53,54,55,56,57,58,59 61,62,63,64,65,66,67,68,69,70,...172
Powered by FlippingBook