• previewПервого октября 2010 года в  школе был открыт  музей «История развития образования Северного округа». Этот музей – уникальный. Северный округ был создан двадцать лет назад и объединил несколько районов Москвы. В этих районах находились учебные заведения, которые были созданы в конце XIX – начале XX веков. В истории образования Северного округа много славных страниц. Это и первые школы округа, первые выпускники, это героическое участие учителей и выпускников в Великой Отечественной войне, это послевоенное восстановление страны и, несомненно, образование в округе в наше время.

    Цель музей – создать условия для воспитания у школьников  уважения к профессии педагога, патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре  и истории  развития образования  в Северном округе в целом и в своей школы в частности.

  • previewПрофиль музея – страноведение. Свой статус музей получил в 2010 году. Гостями музея становятся не только учащиеся школы, но и учащиеся школ района.

    На базе музея неоднократно проходили семинары учителей округа, его посещали представители Московской городской станции юных туристов. На базе музея проводятся музейные уроки, круглые столы, ведётся проектная деятельность. Создан исследовательский проект о районе Марьино.

  • Историко-краеведческий комплексный музей-лаборатория «Звёздная летопись» Центра образования «Школа здоровья» № 287Историко-краеведческий комплексный музей-лаборатория «Звёздная летопись» Центра образования «Школа здоровья» № 287 Останкинского района был торжественно открыт 3 сентября 2007 года, к 860-летию Москвы.

    Музей посвящен астрономии и  истории отечественной космонавтики. По состоянию на сентябрь 2012 года общее количество музейных предметов в экспозиции и в фондах насчитывает около 15 тысяч  единиц хранения, среди которых: предметы вещевого и документального фондов, книжный фонд, филателия и филокартия (марки и открытки), видеотека, творческие работы учащихся.

    Экспозиция музея постоянно пополняется новыми экспонатами и на сегодняшний день состоит из пяти разделов.

  • previewСегодня трудно представить себе образование или социокультурную деятельность без музейного компонента, а значит и без грамотного учащегося и компетентного специалиста. Задача воспитания активного ученика успешно решается в рамках нового педагогического направления – музейной педагогики, предусматривающей обучение и воспитание учащихся на музейном материале в условиях музейной среды образовательного учреждения.

  • 14Пятого сентября 1997 года, в честь 850-летнего юбилея Москвы, в школе был открыт историко-краеведческий музей, посвященный району Коньково, расположенному на территории Юго-Западного административного округа города Москвы. Идея создания музея принадлежала директору школы – Беровой Галине Ивановне. Непосредственным создателем, собирателем, хранителем экспонатов стали учителя, родители и учащиеся школы во главе с учителем истории Курносовой Людмилой Дмитриевной.

  • Историко-краеведческий музей «Москва – столица Великой России»Краеведческий музей в школе № 739 создан по инициативе учащихся и преподавателей. Экспозиция музея включает в себя следующие разделы:  «Москва со дня основания до наших дней», «Древнерусская живопись», «Северные письма» (древнерусские иконы),  «Старопечатные книги», «Предметы быта народов Севера России». Отдельный раздел посвящён выставке поделок учащихся школы из дерева. Планируется открытие раздела «Дело мастера боится», который будет касаться истории народных промыслов.
    В собрании музея есть уникальные экспонаты, среди которых старинные иконы, книги на церковнославянском языке, предметы церковного обихода и крестьянского быта.
    В планах музея – собрание, систематизация и оформление материала по темам как: русские меценаты, музеи московского Кремля, русская живопись, народы России и их культура, Большой Театр, личность Юрия Гагарина.

    На базе краеведческого музея регулярно проводятся мероприятия самой разной направленности: классные часы, беседы по истории России, москвоведению, мировой художественной культуре, изобразительному искусству, религии; лекции по истории русской литературы, печатного дела, древнерусской иконописи.
    Музей «Москва – столица Великой России» награждён многими дипломами за подготовку и проведение мероприятий по краеведческой работе.

    Руководитель музея – отличник народного просвещения Суханова Лидия Алексеевна.

  • Историко-краеведческий музей «Обелиск»  СОШ № 914 района Очаково-Матвеевское г. МосквыШкольный музей был открыт 22 февраля 2005 года. Его деятельность направлена на изучение и сохранение отечественного культурно-исторического наследия, развитие творческих способностей личности, воспитание активной гражданской позиции, художественного вкуса у детей, повышение их культурного уровня.

    Учащиеся принимают активное участие в подготовке и проведении экскурсий для школьников и жителей микрорайона  «Очаково-Матвеевское». Они повышают свой уровень информационной грамотности, учатся анализировать и систематизировать информацию.

    Экспозиция музея содержит следующие разделы:

    – Краеведение (экспозиция посвящена истории микрорайона «Матвеевское»);

  • Историко-краеведческий музей «Русский быт. Золотые руки мастеров России» музейного комплекса «Великая страна – великая история» СОШ № 1062 района Митино г. МосквыИстория музейного комплекса школы началась с учреждения музея «Русский быт. Золотые руки мастеров России» в марте 2009 года. Организаторами музея стали учитель истории Л. Е. Иркова и заведующая школьной библиотекой Н. П. Данькевич.

    Музейная экспозиция состоит из 5 разделов: «Русская изба», «История костюма», «Русская обрядовая кукла», «Русские  народные музыкальные инструменты», «Русские народные промыслы». Процесс создания музея увлёк не только детей и родителей, но и педагогический коллектив. Музей стал одной из дополнительных площадок воспитания и образования учащихся.

    За год существования музея «Русский быт» выставка «Русские народные промыслы» превратилась в полноценный самостоятельный музей, занимая отдельное помещение. Экспозиция музея «Русские народные промыслы» состоит из 9 частей:

    – «Народная игрушка»: «История Русской матрёшки», «Богородская резная игрушка», «Дымковская народная игрушка», «Филимоновская игрушка (свистульки)», «Костромские игрушки», «Игрушки из соломы, «Чудеса из бересты»;

  • Историко-краеведческий музей «Свиблово»  имени Героя Советского Союза Андрея Михайловича Серебрякова СОШ 1098 СВАО г. Москвы«Заповедный уголок – это наш район Свиблово.
    Место зелёное, светлое, дивное.
    Голубем в небо вознёсся стремительно
    Старый московский район удивительный!»

    Музей существует с 1998 года, но фактически его история началась раньше. В 1995 году группа учащихся, родителей, учителей школы участвовала в субботнике по уборке территории усадьбы Свиблово. Именно тогда учащиеся и заинтересовались историей усадьбы и района. Постепенно стали наводить справки, изучать документы, собирать рассказы старожилов, фотографии, предметы быта и одежды давно минувших дней.

    Свиблово – удивительный район. Здесь прославленный историк Н. М. Карамзин задумывал «Историю государства Российского», А. С. Пушкин воспевал в своих стихах весну, в храме звонил колокол, снятый Петром I с пленённого шведского корабля; здесь жил писатель В. М. Шукшин, именами покорителей северных широт названы многие улицы.

    Основные разделы музейной экспозиции: «Свиблово в XIV-XX веках»; «Храм Живоначальной Троицы»; «Усадьба Свиблово, её обитатели и гости»; «Их имена в названиях улиц»; «Жили были»; «Они сражались за Родину».

  • prewИсторико-краеведческая деятельность в школе ведётся с её основания в 1978 году. С 1980 года начала работать историко-краеведческая комната. Школьный музей был открыт в 1987 году. Через десять лет, в 1997 году при музее открылся клуб «Судьбы Отечества».

  • previewМузей в школе был открыт в 2003 году. Главная цель музея – расширение знаний учащихся о культуре и быте русского народа, знакомство с известными людьми района Крылатское, изучение флоры и фауны природного заказника «Крылатские холмы».

    Воспитательная цель музея: воспитание чувства гордости за свою малую родину и Родину в целом.

    Развивающая цель: развитие интереса к истории своего народа, его культуре, традициям и быту.

    Обучающая цель: научить детей (из актива музея) пользоваться печатным материалом музея, доносить информацию до слушателей, грамотно вести экскурсию.

  • kШкольный краеведческий музей был открыт в 1998 году. Его название в переводе с чукотского означает «истоки». Экспозиция музея состоит из шести основных разделов: «Быт моего народа», «Мой северный край», «Сёла Билибинского района», «Школьная жизнь», «Эстафета поколений», «Наша гордость – эти люди!»

    Основной музейный фонд можно разделить на несколько видов:

    – Исторические документы. В первую очередь это личные документы (грамоты, наградные свидетельства, фотографии) ветерана Великой Отечественной войны А. Д. Лапицкого;

    – Книжная продукция о Чукотке (С. Емец «Чукотка – территория красоты», «Мой любимый город – Билибино 1958 – 2008», С. Халанский «Народы Чукотки», книга жительницы села Кепервеем Т. А. Терлецкой «Чаучу – оленные люди» и другие. В музее находятся и дарственные экземпляры книг;

    – Печатная продукция (альбомы «Отчёт школы» за 2009-2012 годы, папка «Наши выпускники», папка «ШИК» и приложение «Вестник истории», папки «Наши достижения», «Сёла Билибинского района», стендовый материал, посвящённый юбилею  Ю. А. Билибина – «Бесценное наследие», «Геолог, учёный, первооткрыватель», «Легенда о золотом олене» – о первой Колымской экспедиции);

    – Видеотека (видеоматериалы о школьной жизни) ;

    – Предметы быта коренных народов и их уменьшенные копии: яранга (хранится в сложенном виде, экспонируется во дворе школы на праздники коренных народов Севера, Тиркитаарон (праздник встречи солнца), куклы в национальных костюмах, детская люлька, детские нарты, снеговыбивалка и другие экспонаты;

  • Музей «История российской дипломатии»Музей  «История российской дипломатии» открыт 10 февраля 2011 года.

    Цели и задачи музея:

    – приобщение воспитанников корпуса к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, способствующих формированию уважения к своему Отечеству;

    – формирование целостного взгляда воспитанников на историю России через историю  российской дипломатии, роль дипломатов в истории России;

    – развитие  навыков работы воспитанников в библиотеках, архивах, использование компьютерных технологий, справочных материалов, взаимодействие со СМИ и другими музеями.

    В музее представлено 4  тематических экспозиции:

  • Музей «Дом, в котором я живу» гимназии № 1506 района «Северное Медведково» г. МосквыПрезентация экспозиции школьного музея «Дом, в котором я живу» состоялась в феврале 2006 года; в апреле 2007 года музеем был получен сертификат о соответствии статусу «музей образовательного учреждения», который был подтверждён в марте 2012 года.

    Появлению школьного музея предшествовала работа окружной экспериментальной площадки гимназии № 1506 «Школьный музей как центр музейно-педагогической деятельности в школе» (2003-2006 годы). Работа проводилась в содружестве с сектором краеведения Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. Инициатором создания и руководителем музея является учитель истории, кандидат исторических наук Г. Б. Денисова. В создании музея принимали активное участие Совет ветеранов района «Северное Медведково», педагоги, учащиеся и их родители. Были проведены социологические и психологические исследования с целью выявления ценностных ориентаций школьников, а также отношения к школьному музею.

    В своей работе актив школьного музея руководствуется словами С. О. Шмидта, академика Российской Академии образования, председателя Союза краеведов России: «Познание родного края – это дорога к творчеству в любой сфере деятельности, это школа самостоятельной мысли, это ощущение общественной пользы от творимого, путь к дружбе, сближение людей разных поколений, ибо любовь к малой Родине свойственна людям любого возраста». Музейно-педагогическая работа гимназии включает два основных направления: первое – освоение экологического, природного, культурного пространства и наследия дома, школы, района, округа, города, страны, мира – социума в целом. Второе – создание собственного культурно-исторического пространства, центром которого выступает музей образовательного учреждения.

  • Музей «История района «Фили-Давыдково» СОШ № 79 ЗАО г. МосквыМузей школы № 79 создан в 2000 году. Школьный краеведческий музей был организован с целью организации воспитательной работы, привития любви к родному краю, расширения кругозора учащихся и развития познавательной деятельности, изучения истории Кунцево, школы № 79, её многочисленных выпускников.

    Школьный музей призван способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности; служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

  • 14«Искать, исследовать, сохранять, пропагандировать»

    Музей был открыт в День защитника Отечества 23 февраля 1986 года. Открытие музея стало подарком школы к XXVII съезду КПСС.

    Работа музея направлена на воспитание гражданина – патриота, развитие творческой личности, расширение исторического кругозора. Музей проводит поисково-исследовательскую работу, занимается сбором материалов по теме «Юность комсомольская моя». При участии музея совершаются экскурсии по историческим местам Коломны, поездки по памятным местам Подмосковья.     

    Школьный музей поддерживает связь с Коломенским краеведческим музеем, Музеем Боевой славы, городскими культурными центрами «Горизонт», «Дом Озерова», «Лига», «Выбор». Налажено сотрудничество со школьной библиотекой, школьным информационным центром, школьной общественной организацией «РОССЬ», патриотическим клубом «Росток». Ведётся исследование страниц Афганской войны и других локальных конфликтов XXвека.

  • 18Музей историко-литературного краеведения открылся в учебном заведении в 1989 году. Инициатором его открытия стала школьная администрация. После ухода первого руководителя музей в полной мере не работал. Он вновь открылся только в 2012 году; сейчас им руководит учитель внеурочной деятельности Нина Фёдоровна Фурсова.

    Работа музея нацелена на формирование активной творческой личности патриота и гражданина, который способен найти себя в разных жизненных сферах; пропаганду культуры, истории родного города, региона, государства.

    Руководство музея решает многовекторные задачи. Преподаватели хотят создать на базе школы образовательное пространство, в котором бы обеспечивалась преемственность культурных, духовных и национальных обычаев; сформировать патриотические чувства на базе историко-литературных ценностей края; охранять и пропагандировать литературные памятники и культуру родного края; развивать детское самоуправление; приобщать учеников к научно-исследовательской и творческой деятельности.

    В музее подобраны материалы, которые выявляют основные этапы истории Коломны. В музее созданы экспозиции, обогащающие школьников материалами о прошлом и настоящем города, района. В музее представлены материалы о знаменитых уроженцах Коломны – литераторах, священнослужителях; о людях, прославивших город, посвятивших ему свои произведения. Под наставлением Н. Ф. Фурсовой совет музея работает с краеведческими материалами, документами, справочниками, архивами, фотографиями.

  • Музей книги «Обыкновенное чудо»  Центра образования № 1490 района Лианозово г. МосквыМузей книги в школьной библиотеке – одна из форм дополнительного образования учащихся. Это и средство, которое воздействует на формирование цельной личности ребенка, и способ развития его творческих способностей, художественного вкуса, нравственных основ и рачительного отношения к книгам. Школьный музей призван содействовать расширению кругозора в сфере гуманитарных наук, формированию познавательных интересов и способностей учеников в области искусства, литературы, истории и быта народа нашей страны.

    Девизом школьного музея стали строки русской поэтессы Т. Л. Щепкиной- Куперник:

    «Отраженье исчезнувших лет,

    Облегченье житейского ига,

    Вечных истин немеркнущий свет –

    Это – книга. Да здравствует книга!»

    В музее представлены увлекательные экспозиции, посвящённые хлебу, как основе русского стола: «Хлеб – всему голова» и «Поклонись хлебу».

  • Музей русского народного творчества СОШ № 1122 района Лианозово СВАО г. МосквыШкольный музей был создан в 1992 году из коллекции натюрмортного фонда, собранной при кабинете изобразительного искусства. Основой коллекции стал дар кандидата педагогических наук Л. В. Криницина, преподавателя изобразительного искусства, привезённый из его старого дома в селе Голуби Вологодской области. Значительное число экспонатов в качестве безвозмездного дара преподнесли учителя, ученики и их родители. В результате поисковой и экскурсионной работы фонд музея обогатился экспонатами из разных уголков России. Отметим, что уникальность музея в том, что все его экспонаты подлинные. Предметы утвари наглядно показывают искусное мастерство русских умельцев, знакомят со старинными обрядами и бытом нашего народа.

    Эмблема музея изображает птицу-солнце, в славянской мифологии венчающую мировое древо и символизирующую животворящее начало. Она показывает, что древняя культура наших предков наполняет духовностью жизнь подрастающего поколения.

    В 2010 году музей переехал в другое помещение. Новый интерьер музея разрабатывали и выполняли сотрудники школы: учителя изобразительного искусства и технологии.

  • 4aynskijВ апреле 1977 года, к 10-летию города Певека, был открыт общественный краеведческий музей. В основу музея были положены частные коллекции – гербарий, архивные и фотодокументы, коллекция палеонтологии и минералогии. Перед учреждением была поставлена задача – создать  музей «социалистических преобразований на Чукотке», так как Чаунский район, образованный в 1933 году, стал местом, с которого начиналось промышленное освоение региона. Однако, музей как и был создан историко-краеведческим, так им и остаётся до настоящего времени. В 1990 году был открыт «Отдел быта и этнографии коренного населения Чаунского района» в селе Рыткучи.

    На протяжении всех лет коллектив музея проводит большую просветительную работу. На базе музея проводились российско-японские фольклорные экспедиции, изучался чукотский язык и фольклор, коллекции пополнялись этнографическими материалами. Музей с выставками побывал в Анадыре, Владивостоке, Благовещенске, Норильске, были приглашения из-за рубежа (Япония).

    Помимо традиционных для краеведческих музеев коллекций, заметное место занимает коллекция изобразительного искусства, где хранятся работы художников не только Чукотки, но и Москвы, Санкт-Петербурга. Украшают коллекции и работы знаменитой Уэленской косторезной мастерской.