• Историко-этнографический музей  «Георгий Победоносец – Хранитель Москвы»  СОШ № 184 Дмитровского района САО г. МосквыИстория музея началась 1 октября 1998 года, когда в школе был создан музей «Русско-грузинской дружбы». Через 6 лет после основания музея его коллекция была расширена и дополнена новыми экспонатами. Обновлённый музей «Георгий Победоносец – Хранитель Москвы» был открыт 26 ноября 2004 года. Примечательно, что Георгий Победоносец является небесным покровителем как Москвы, так и Грузии.

    Экспозиция музея состоит из 7 основных разделов:

    – «Житие святого Великомученика и Победоносца Георгия» (раздел повествует о жизни Святого Георгия, его подвиге и мученической смерти);

    – «Уголок грузинского дома» (в разделе показан быт и традиции Грузии);

    – «Уголок русского дома» (представлены экспонаты, показывающие русский традиционный промысел, быт, традиции);

    – «Военный  орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия» (в разделе рассказывается об учреждении и истории ордена Святого Георгия, статутах награды, о полных георгиевских кавалерах, о Георгиевских наградах);

  • Историко-этнографический музей «Жили-были ростокинцы» СОШ № 352 района Ростокино г. МосквыШкольный музей «Жили-были ростокинцы» был организован в 2005 году. Музей создавался силами учителей, учащихся, их родителей и жителей района Ростокино, которые привозили предметы музейного значения из разных уголков России.

    В музее представлены следующие экспозиции: «Русская изба», «Предметы быта и орудия труда крестьян прошлых столетий», «Ростокино: вчера, сегодня, завтра», «Народные художественные промыслы», «Лосиный остров», «Рукоделие». Среди экспонатов есть берестяной короб; жестяная коробка, выпущенная в 1912 году; кованые вилы и багор; керамическая тарелка, которой более двух веков.

    В экспозиции «Народные художественные промыслы» представлены филимоновские и богородские игрушки; изделия из соломки и бересты; деревянные изделия с хохломской росписью; скопинская художественная керамика;  керамика с росписью Гжель.

    В экспозиции «Русская изба» можно увидеть печь с чугунками и горшками; ухваты; лопаты; короба.

    В экспозиции «Предметы быта и орудия труда» представлены отбивалки для льна; рубель, коромысло, самовары, утюги; кошки для ловли ведер из воды.

    В экспозиции «Рукодельница» можно ознакомиться с подушечками,  очешниками, рубахами, блузами, рушниками, кружевами.

    В собрании музея есть предметы, найденные на раскопках. В настоящее время эти артефакты изучаются исследовательской группой.

    Деятельность музея направлена на несколько направлений дополнительного образования учащихся: театрально-художественное искусство (спектакли, кукольный театр, изобразительное творчество); фольклор, научно-исследовательскую и проектную деятельность.

  • Музей «Естественной истории Земли» Центра образования № 1449 СВАО г. МосквыМузей «Естественной истории Земли» Центра Образования № 1449 был основан 23 июня 2008 года. Главной целью музея является изучение и сохранение природно-исторического наследия России; выявление и развитие творческих способностей юных экскурсоводов.

    Идея создания принадлежит экспедиционному клубу школы. Из различных экспедиций в фонды музея поступает много интересных и редких экспонатов по палеонтологии, геологии и краниологии.

    Деятельность музея связана с экологической исследовательской лабораторией, экспедиционным клубом «Горностай». В музее проводятся уроки географии, истории, экологии и биологии. Фонды музея располагают большими возможностями для практикумов по этим предметам. Коллекции минералов, привезённых из экспедиций, древних рептилий, созданные учащимися, определители птиц и животных Московского столичного региона используются на уроках в качестве демонстрационного и раздаточного материала.

  • Музей «Радость жизни» ГБОУ ЦО «Школа здоровья» № 97Этнографический музей «Радость жизни» основан 24 июня 2002 года в ГБОУ ЦО «Школа здоровья» № 97. В музее находится 185 предметов основного и 130 предметов вспомогательного фонда. Экспозиция музея делится на два зала. 1 зал – крестьянская изба 19-20 веков. 2 зал – Дворянский уголок. Кунцево 19 век.

    В зале «Дворянская изба» представлены экспозиции: «крестьянская утварь», «Крестьянская трапеза», «Русские народные праздники», «В мастерской кузнеца», «Декоративно – прикладное искусство на Руси», «Тульский самовар», «Часовой завод».

  • previewСилами местных жителей, учащихся и педагогического коллектива школы собран большой материал, который рассказывает о культуре, быте, труде, традициях  и праздниках, живущих на данной территории людей в XIX-XX веках.

    Музей является центром воспитательной работы школы. Программа работы совета музея предусматривает не только пополнение материала о жизни  «матвеевцев», но и о развитии деревни, а затем и района Москвы, но и подготовку экскурсоводов, готовых представить музей, как объект, действительно представляющий интерес в экскурсионном плане. Интерес к жизни наших предков и желание больше знать о наших традициях, желание написать свою экскурсию и попробовать себя в экскурсоводческой деятельности, овладеть навыками показа и рассказа, научиться проводить экскурсии, поделиться своими знаниями с другими – вот главные мотивы вхождения ребят в данное объединение и актуальность написания этой программы.

  • Музей «Руки мастеров – слава Отечества!» Центра образования № 953 СВАО г. МосквыЭкспозиция музея размещена в реконструированном учебном кабинете и состоит из двух залов: интерьера крестьянской избы и многофункционального зала.

    Экспонаты музея позволяют проводить занятия по темам, связанными с духовно-нравственными традициями, семейно-бытовым укладом, обычаями и обрядами народных праздников, историей и культурой нашей страны.

    Активом музея ведётся поисковая и исследовательская работа по изучению народной культуры, крестьянского быта; московского района  Алтуфьево-Бибирево, где и располагается центр образования.

  • 09В последние годы неуклонно растёт интерес к истории народа, его культуре и самобытному народному искусству, происходит возвращение к истокам русского творчества. И когда об этом говорится на уроках истории, мировой художественной культуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, появляется интерес учеников к своей истории. Многие из них стали приносить и оставлять в дар школе старинные изделия. Пролежав в сундуках, на чердаках или в сараях не один десяток лет, они нашли свою вторую жизнь в школе.

  • Музей «Содружество славянских народов в творчестве детей» СОШ № 460 ЮВАО г. МосквыEt unum sint! (Да будут все едины)

    Музей создан в 2011 году в целях решения воспитательных задач в школе по сохранению и преумножению нравственных, культурных традиций и достижений; сохранения национальных исторических и интеллектуальных ценностей; содействия социальной самореализации младших школьников. Основная цель деятельности музея: пропагандирование идеи родства славянских народов и их культурной идентичности.

    В число основных задач музея входит ознакомление с материальной культурой славянских народов (жилищем, предметами быта, одеждой, ремеслами, национальными блюдами);

    – приобщение к духовной культуре славянских народов через обычаи, традиции, праздники, народное творчество, искусство;

    – формирование общечеловеческих, нравственных качеств, правил общения между людьми, толерантности;

    – развитие творческих способностей детей;

  • previewШкольный музей является благоприятной воспитательной средой для формирования гражданско-патриотических позиций и высоконравственных качеств личности, дальнейшего становления и самоопределения.

    В музее представлены следующие разделы:

    – «Москва! Как много в этом звуке…». В этом разделе экспозиции имеются документы и музейные предметы, рассказывающие о древней  Москве, о Москве прошлого века и современной столице. Посетители могут увидеть фотографии  деятелей науки, искусства, коренных жителей города.

  • Музей русского народного творчества СОШ № 1122 района Лианозово СВАО г. МосквыШкольный музей был создан в 1992 году из коллекции натюрмортного фонда, собранной при кабинете изобразительного искусства. Основой коллекции стал дар кандидата педагогических наук Л. В. Криницина, преподавателя изобразительного искусства, привезённый из его старого дома в селе Голуби Вологодской области. Значительное число экспонатов в качестве безвозмездного дара преподнесли учителя, ученики и их родители. В результате поисковой и экскурсионной работы фонд музея обогатился экспонатами из разных уголков России. Отметим, что уникальность музея в том, что все его экспонаты подлинные. Предметы утвари наглядно показывают искусное мастерство русских умельцев, знакомят со старинными обрядами и бытом нашего народа.

    Эмблема музея изображает птицу-солнце, в славянской мифологии венчающую мировое древо и символизирующую животворящее начало. Она показывает, что древняя культура наших предков наполняет духовностью жизнь подрастающего поколения.

    В 2010 году музей переехал в другое помещение. Новый интерьер музея разрабатывали и выполняли сотрудники школы: учителя изобразительного искусства и технологии.

  • previewМузей этнографии и мифов русского народа «Русский дух...» открылся  в  ноябре 2007 года. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.    Сам человек неотрывно рассматривается от собственной внешней (природной и социокультурной) среды.

    Каждый ребёнок должен пройти этнофункциональные стадии психического развития: сказочно-мифологическую (2-4 года), религиозно-этическую (5-8 лет), научно-познавательную. Всё это соответствует научному подходу доктора психологических наук Александра Владимировича Сухарева, декана факультета психологии Государственной академии славянской культуры. С ним заключен договор о творческом сотрудничестве. Совместно разрабатывается тема: «Этнофункциональная психология в воспитании детей дошкольного возраста...». Всё вышеизложенное легло в основу создания  этнографического музея.

  • previewМузей «Русская национальная традиция», открытый в мае 2005 года, стал важным звеном в системе дополнительного образования школы и уже два года успешно решает проблему приобщения подрастающего поколения к отечественной истории и культуре.

    В экспозициях музея отображён уклад жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России Х1Х – первой четверти ХХ века именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта. 

  • previewМини-музей начал создаваться в октябре 2013 года. До конца года музей пополнялся новыми экспонатами и в начале 2014 он был открыт. На данный момент музей продолжает пополняться новыми моделями.

    Мини-музей предназначен для познавательного и художественного развития детей, а также для формирования первичных представлений о музеях. Формы деятельности: игровая, экспозиционная, познавательная.

  • Центр русской культуры «Кремль в Измайлово»Кремль в Измайлово - это уникальный центр культуры и развлечений, созданный на базе известного Вернисажа в Измайлово. У нас каждый найдет занятие по душе - праздники, экскурсии, мастер-классы по русским ремеслам, трапеза в ресторанах и кафе.

  • Этнографический музей «Берегиня» СОШ № 1011 района Солнцево г. МосквыШкольный этнографический музей «Берегиня» был создан в 2005 году. Музей создавался силами учителей и учащихся, которые привозили из отпусков, каникул и экскурсий предметы быта и промыслов; элементы старого народного костюма из разных городов России. Экспонаты собраны в основном из Московской, Брянской, Ивановской и Курской областей.

    В музее представлены следующие экспозиции: «Русская изба»; «Орудия труда»; «Ремёсла центральной России»; «Русский народный костюм»; «Обрядовая кукла».

  • Этнографический музей «Русский быт» СОШ «Школа надомного обучения» № 388 района Бибирево г. МосквыШкольный музей был создан в 2002 году по инициативе учителей, родителей и учеников для расширения кругозора учащихся, их успешной социализации.

    Музей наглядно показывает, как жили наши предки (XVIII – начало XX столетий), какой была их богатая культура, взаимоотношения. Пространство школьного музея позволяет увеличить спектр направлений образовательной деятельности детей. Именно на площадке музея ученики выходят за рамки привычной школы. Музей выявляет творческие особенности в ребёнке, давая обширный потенциал для развития дополнительного образования и социализации школьников.

    Музейное пространство широко используется школой в образовательном процессе, что позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья «увидеть» предмет, или «опредметить» явление, символ, объект. Музей реализует практически все виды деятельности (общение, учение, игру), а также самовыражение личности. Учебный процесс в музейных рамках становится конкретным, наглядным, проходя в контексте исторических событий и социально-экономических преобразований.

  • previewМузей был открыт в феврале 2006 года. Основной фонд музея был собран и пополняется по настоящее время силами педагогов, учащихся и их родителей. Сейчас количество единиц основного фонда составляет 52. Профиль музея – этнографический.

  • Этнографический музей Вазьянской СОШ Спасского района Нижегородской областиЛапоть и горшок для краеведа важный шажок

    Вазьянская школа ведёт свою историю с 1899 года. Школьный этнографический уголок существует с 1987 года и находится в кабинете истории. Он начал свою деятельность после переезда школы в новое здание. Учитель истории П. К. Морозов вёл исторический кружок, увлекая ребят туризмом и краеведением. Вместе они совершали походы по округе и собирали экспонаты для будущего школьного музея. Позднее учителем истории стала его дочь О. П. Морозова, по образованию историк-краевед. В 1998 году под её руководством ребята провели школьную конференцию, материалы исследований напечатали в газете. В том же году был создан школьный клуб юных краеведов «Родничок», куда вошли учащиеся среднего звена. Позднее состав участников расширился. Часть детских работ была опубликована в сборнике «С чего начинается Родина?».