Русская история № 2 2015 - page 76

этой традиции в искусстве Рус-
ского Севера.
Со временем на смену фла-
мандским мотивам пришли
барокко и рококо. К шедеврам
русской декоративной резьбы
середины XVIII столетия отно-
сится напольный киот в стиле
рококо (галерея «Русская усадь-
ба»), который мог бытовать как
в церковном пространстве, так
и в жилом интерьере, гармо-
нично сочетаясь с обстановкой
помещения. В декоре киота ис-
пользованы характерные цве-
точные гирлянды, раковины
и картуши.
Большинство представлен-
ных на выставке киотов от-
носятся ко второй половине
XVIII века – первой трети
XIX столетия, они выполнены
в стиле классицизм. Киоты ре-
шены как произведения архи-
тектуры малых форм. По сторо-
нам их фланкируют одинарные
или сдвоенные колонны, а за-
вершают волюты или фронтон.
Так обрамлялись, как правило,
дорогие иконы, принадлежав-
шие аристократическим семей-
ствам. Дерево для подобных
киотов выбиралось ценной по-
роды – красное или карельская
береза. Характерная особен-
ность киотов эпохи классициз-
ма – фанеровка драгоценными
породами дерева, часто приме-
нялась техника маркетри – мо-
заика в дереве.
В 1860-х годах художествен-
ное решение киотов стало ори-
ентироваться на образцы сред-
невекового искусства, появи-
лись орнаменты византийского
типа. Резьбу сменили гладкие
позолоченные рамки из метал-
ла. От декора в навершии киота
сохранилась лишь гравировка.
Как правило, это плетёные ор-
наментальные розетки. Главен-
ствующим направлением в рус-
ском искусстве этого времени
стал стиль историзм, сочетав-
ший в себе формальные эле-
менты различных направлений
мирового художественного на-
следия: романские, готические,
ренессансные,
византийские
и древнерусские мотивы. При-
оритетным в религиозном ис-
кусстве сделалась национальная
идея. В киотах это проявилось
в смене форм: навершия полу-
чили килевидную луковичную
форму или целиком воспроиз-
водили завершение древнерус-
ского храма.
К концу XIX века неорус-
ский стиль – национальный
вариант модерна – становится
доминирующим в произведе-
ниях декоративно-прикладного
искусства. В памятниках ру-
бежа XIX–XX столетий отме-
чено переосмысление форм
народного искусства и ориен-
тация на праздничную поли-
хромность эпохи царя Алексея
Михайловича. Стилизованный
«красный угол» эпохи модерна
задумывался и изготавливался
как цельный ансамбль вместе
с киотными резными полочка-
ми, рушниками и лампадами.
Тон задавали представители ху-
дожественной элиты, высшего
духовенства,
стремившегося
к обновлениюЦеркви и церков-
ной жизни, сами члены импера-
торской фамилии, включая Им-
ператрицуАлександруФёдоров-
ну, её старшую сестру Великую
княгиню Елизавету Фёдоровну
и президента Академии худо-
жеств Великую княгиню Ма-
рию Павловну, близкие ко двору
круги дворянства, представите-
ли торгово-промышленных се-
мейств России.
Великий князь Гавриил
Константинович, сын К. К. Ро-
манова, вспоминал, что «в мо-
лельной у отца, в Мраморном
дворце, между кабинетом и ко-
ридором, висело много образов
и всегда теплилась лампадка.
Каждый день приносили в мо-
лельню из нашей домовой церк-
ви икону того Святого, чей был
день. Эти иконы, все в одном
Великомученица Варвара. 
Икона в киоте середины XIX в.
Богоматерь «Нечаянная радость». 
Икона в киоте первой половины XIX в.
Богоматерь Владимирская. 
Икона в киоте первой половины XIX в. 
Русская история
2
2015
74
Наследие
1...,66,67,68,69,70,71,72,73,74,75 77,78,79,80,81,82,83,84,85,86,...116