Патриарх Никон.
Н. В. Неврев
Русская история
2
2015
69
«Зов» патриарха
отказался принять бумагу. Тогда Никон объявил,
что, пока его послание не передадут, из церкви он
не уйдёт. Началось обычное в таких случаях хож-
дение. Одоевский с товарищами отправились во
дворец, затем вернулся с известием, что великий
государь письмо взять велел, но Никону наказал
ехать назад в Воскресенский монастырь.
К этому моменту Никон уже понял, что собы-
тия развиваются не по сценарию Зюзина. Однако
он решил не отступать и заявил, что пришёл «ради
нужных великих дел». В ответ услышал знакомое:
до приезда Вселенских патриархов ему видеться
с государем незачем.
Похоже, что Никон, человек импульсивный,
едва сдерживал себя. Он заупрямился: без ответа
на письмо он не уедет! Переговорщики в очеред-
ной раз двинулись во дворец. Тишайший «усту-
пил» – приказал при всех читать адресованное
ему послание. К известному нам повествованию
о явлении святителей Никон успел дописать, что
клятву оставить престол он исполнил (Никон уве-
рял, что согласился быть патриархом только на
три года), но явился увидеть «светлое лицо госу-
даря» и «преклониться славе его царствования».
Пришел он «в кротости и смирении, нося с со-
бой мир». Правда, к этому уверению он добавил:
«Но если и больше сего восхощет твое царское
величество слышать и научиться, то не отречёмся
сказать: хощеши ли самого Христа принять? [...]
Это я написал твоему царскому величеству не от
себя, но как от Бога пред Богом о Христе говорю»
[2, с. 118–119]. Иными словами, отвергнув его,
царь отверг бы самого Христа. Никон свободно
пересказывает Евангелие от Матфея «Кто прини-
мает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня,
принимает Пославшего Меня» [МТ 10: 40].
Чтение письма, по словам газского митропо-
лита, привело всех в ужас. Было объявлено, что
«откровение» его ложное, ниспосланное сата-
ной, который преобразил «ангела чёрна» в «ан-
гела светла». Примечательно, что прежде Никон
не раз извещал царя о своих видениях, чему тот
безоговорочно верил и видел в том лишнее дока-
зательство избранничества «собинного друга».
Однако те времена давно прошли. «Зов» Никона
на этот раз был не просто оставлен без внимания,
он вызвал смех. Царь промолчал и тем поддер-
жал общее осуждение. Царским именем Никону
былоприказано скорее возвращаться туда, «отку-
да приехал», в противном случае отправят силой
[6, с. 105–106].
В Успенском соборе бояре и власти царским
именем объявили Никону, чтобы он «из соборной
церкви шол, и поехал, откуда приехал». Этим по-
сланцы не ограничились, прибавив, что в случае
неподчинения может быть и хуже. В гневе Никон
двинулся к выходу с посохом митрополита Петра.
Бояре и власти потребовали его оставить. «Отни-
мите силой», – парировал патриарх. Естественно,
никто на такое не осмелился.
Никон сел в сани. Сбивая снег с ног, он произ-
нёс известные евангельские слова о прахе. Слова
были услышаны, и Артамон Матвеев ответил: «Мы
этот прах подметём». «Разметёт вас сия метла, явив-
шаяся на небеси хвостатая звезда», – ответил Ни-
кон, указывая на небо [2, с. 499–500]. Это был намёк
на комету, которая с ноября 1664 года была видна по
ночам. А сравнение её с метлой, сметающей греш-
ников, восходило к древнейшему: «Мётлы небо под-
метают перед божьими стопами» [3, с. 381].
Патриарх покинул собор и отправился
в Воскресенский монастырь в сопровождении
стрельцов. До Земляного города его провожал
окольничий князь Д. А. Долгоруков. У ворот он
приказал остановиться, подошёл к саням Нико-
на и объявил, что «великий государь у тебя, свя-
тейшего патриарха, благославления и прощения
просит».
– Бог его простит, если не от него, великого
государя, была эта смута, – ответил Никон.
На «воровское» слово – смута Долгоруков сре-
агировал моментально:
– Какая смута?