Русская история № 2 2015 - page 73

С. В. Гнутова,
кандидат искусствоведения
Домашнее убранство
иконы
Тихо теплилась лампада перед
стеклянным киотом, в коем
блистали золотые и серебряные
оклады наследственных икон.
А. С. Пушкин.
Арап Петра Великого
В начале июня 2015 года в Мо-
скве в Центральном музее
древнерусской культуры и ис-
кусства имени Андрея Рублёва
открылась выставка «Домаш-
нее убранство иконы. Киоты
и произведения декоративно-
прикладного искусства XVII –
начала XX века». На ней пред-
ставлено 280 экспонатов из Му-
зея и восьми частных собраний.
Жилище
православного
человека невозможно было
представить без иконы. Она
была не украшением, а душою
дома. В известном памятни-
ке древнерусской литературы
XVI века «Домострое» имелась
отдельная глава «Како свой
дом украсити святыми образы,
и дом чист имети». Книга на-
ставляла: «В дому своём вся-
кому христианину во всякой
храмине святые и честные об-
разы написаны на иконах, по
существу, ставити на стенах,
устроив благолепно место со
всяким украшением и со све-
тильники, в них же свещи пред
святыми образы возжигаются
на всяком славословии Божий
и по отпетии погашаются, за-
весой закрываются всякия
ради чистоты и от пыли: благо-
чиния ради и брежения, а всег-
да чистым крылышком ометати
и мягкою губою вытирати их
и храм тот чист держати всег-
да, а к святым образам каса-
тися достойным, в чистей со-
вести и в славословии Божий,
и на святом пении и молитве,
свечи вжигати и кадити благо-
вонным ладаном и фимиамом,
а образы святые поставляются
иже в начале, по чину, свято
почитаемы суть…»
Известный русский исто-
рик Н. И. Костомаров в «Очер-
ке домашней жизни и нравов
великорусского народа в XVI
и XVII столетиях» писал, что
«часто целый образ окладывал-
ся золотым или серебряным
Наследие
На открытии выставки.
3 июня 2015 г.
1...,63,64,65,66,67,68,69,70,71,72 74,75,76,77,78,79,80,81,82,83,...116