Русская история № 2 2015 - page 68

А тому очень хотелось верить благим вестям
.
По
возвращении из Крестного монастыря он обнадё-
жил боярина: «сшол с сердца», а по времени вер-
нусь, – и добавил: «А ты пиши ко мне и впредь
о том о пришествии моём» [6, с. 89]. Подобные об-
ращения сильно воодушевляли услужливого Зю-
зина.
За переменчивым настроением Алексея Ми-
хайловичавнимательноследилиипротивникиНи-
кона, всерьёз опасавшиеся его возвращения. В ав-
густе 1663 года неутомимый гонитель Никона, газ-
ский митрополит Паисий Лигарид в ответ на отказ
опального патриарха признать его сан, разразился
гневной отповедью: «Был ты прежде патриарх […]
а теперь не патриарх. Не думаешь ли ты невесту
Христову, явным разлучением осквернённую,
опять восприять? Но может быть папа, к суду ко-
торого ты обращаешься, оставленную тобою цер-
ковь тебе вдовствующему поручить. Не достоин
ли ты извержения за одно только то, что ты себя
объявил папежником?» [2, с. 81]. Обвинение для
православного иерарха чудовищное и ни на чём не
основанное, однако семена подозрения были бро-
шены: Никон якобы вознамерился уподобиться
Папе Римскому.
К исходу 1663 года Никон встал перед дилем-
мой: либо дожидаться приезда в Москву восточ-
ных патриархов и неизбежного осуждения, либо
довериться смутным слухам о желании царя уви-
деть его в Москве на патриаршем престоле. По
своему обыкновению, в ноябре, в канун Петрова
поста, он удалился в скит, устроенный близ Ново-
иерусалимского монастыря. Строгий пост, четы-
рёхсуточное бессонное бдение с истовой молит-
вой закончились видением, «чему подобает быти».
В послании царю Никон описал, что увидел себя
в Успенском соборе Московского Кремля в окру-
жении почивших святителей и священников.
Те под водительством митрополита Ионы подпи-
сывали хартию о его возвращении на святой пре-
стол. Никон пошёл к архиерейскому месту, где сам
митрополит Пётр указал ему: «Взыди на стол свой
и паси словесныя Христовы овцы, яже ти Господь
поручил». После этого святитель стал невидим.
«Ей ей, тако ми Господи свидетель на се. Аминь»
[4, с. 427]. Днями спустя, объясняя причины свое-
го появления в Москву, Никон станет уверенно
утверждать: «Я пришёл по явлению!».
Но вернёмся к предрождественским дням.
Именно в эти дниНикон получает письмо Зюзина,
в котором тот сообщает, что царь через Артамона
Матвеева и Афанасия Ордин-Нащокина велит ему
немедля ехать в Москву и занять свой патриарший
стол. Примечательно, что сначала Зюзин пытался
переправить письмо с дьяком Иваном Калити-
ным, но тот, узнав о содержимом, удивился – да
возможно ли такое? – и отказался. Тогда боярин
А. Л. Ордин-Нащокин.
Парсуна XVII в.
Врата Успенского собора.
В. Д. Поленов. 1877 г.
Вехи истории
1...,58,59,60,61,62,63,64,65,66,67 69,70,71,72,73,74,75,76,77,78,...116