Русская история
2
2015
72
окладом – работы басмянной,
чеканной, сканной, канфарен-
ной и других видов, которыми
щеголяло металлическое искус-
ство. Образа ставились в киоты.
Кроме киотов с окончинами,
делали киоты со створками,
и как на наружной, так и на вну-
тренней стороне створок писа-
лись изображения».
В XVI–XVII веках ино-
странные путешественники, по-
бывавшие в России, оставили
свидетельства об устройстве
божниц в русских домах. Сигиз-
мунд Герберштейн отмечал, что
«в каждом жилом доме на почёт-
ном месте у них находятся обра-
за, нарисованные или литые».
О живописных образах упоми-
нал и англичанин Пётр Петрей:
«В домах у москвитян, как бед-
ных, так и богатых, есть живо-
писные образа: они вешают их
не только в жилых покоях, в том
месте на стене, где стоит стол,
но также и в передних, в лавках
и во всех комнатах».
В середине XVII века диа-
кон Павел Алеппский, сопро-
вождавший Антиохийского па-
триарха Макария в путешествии
по России, писал: «У всякого
в доме имеется бесчисленное
множество икон, украшенных
золотом, серебром и драгоцен-
ными каменьями, и не только
внутри домов, но и за всеми две-
рями, даже за воротами домов;
и это бывает не у одних бояр, но
и у крестьян в сёлах, ибо любовь
и вера их к иконам весьма вели-
ки. Они зажигают перед каждой
иконой по свечке утром и вече-
ром; знатные же люди зажигают
не только свечи, но имеют под-
свечники с большими медными
сосудами наверху, кои напол-
няют воском и вставляют в них
фитили, которые горят ночью
и днем в течение долгого време-
ни».
О почитании икон и укра-
шении их драгоценными окла-
дами в XVII веке упоминает
Адам Олеарий: «У них, в Мо-
скве, имеются особый рынок
и лавки, где они продают подоб-
ные иконы или, как они это го-
ворят, “выменивают на деньги
и серебро”, так как ведь было бы
неприлично покупать богов. […]
Те, у кого есть средства, убирают
и украшают свои иконы велико-
лепнейшим образом жемчугом
и драгоценными камнями».
Дом христианина освящался
иконами. Так было и в царских
дворцах, и в боярских палатах,
и в крестьянских избах. У зажи-
точных людей имелись специ-
альные комнаты, называемые
«божницы», «образницы», «кре-
стовые». Сюда собирались для
молитвы все домочадцы, вклю-
чая слуг, здесь зажигались лам-
пады и свечи, воскуряли ладан.
Глава семьи читал вслух утрен-
нюю молитву. Богатые люди
имели свои домовые церкви,
при которых были священники
и духовники, содержавшиеся на
коште (жаловании). При домах
столичной знати нередко жили
Иконы в киотах, книги и лампады XVIII – первой половины XIX в.
Наследие