Русская история № 2 2015 - page 75

мастера-иконописцы,
иногда
устраивались целые мастерские.
В жилых покоях первых царей
династии Романовых кресто-
вая или моленная комната была
у каждого члена семьи.
Иконы нередко помеща-
лись в киоты с дверцами, кото-
рые после моления запирались.
В деревенском доме помещика
была особая «передняя» – спе-
циальная комната для молеб-
нов. По описанию А. Т. Болото-
ва, «это была холодная комната,
всё украшение её состояло в об-
разах простых и в киотах, кото-
рыми были наполнены весь пе-
редний угол и целая стена. Здесь
царствовала темнота и никто
никогда не жил, а наполнялась
она один раз в год в святую не-
делю, когда с образами прихо-
дили к ней и служили молебен».
Начиная с 1740-х годов
в Контору Священного Синода
поступало множество бумаг от
московских дворян касатель-
но устройства домовых храмов
с подвижным антиминсом. До-
мовую церковь можно было
построить или купить уже го-
товую, нередко приобретались
походные полковые церкви, ко-
торые несложно было перевезти
с одного места на другое – из го-
рода в поместье и обратно.
В домовых храмах хранились
иконы и домашние святыни –
царские, архиерейские и роди-
тельские благословения, право-
славные реликвии – кресты-
мощевики и ковчеги. Всё, что
находилось рядом с иконой,
имело, по народным воззре-
ниям, особую силу. Здесь мог-
ли хранить просфоры, первое
яйцо, которым христосовались
на Пасху, крещенскую и молеб-
ную воду, вербу, пучки троиц-
кой березки, кусочки ладана,
помянники с перечислением
имён усопших родственников,
духовные книги: Евангелие,
Псалтирь, Часослов. Помеща-
лись здесь и «святости», прине-
сённые от святых мест, – ладан-
ки, огарки свечей и маленькие
иконки, которыми одаривали
и благословляли богомольцев.
Их писали «на раздачу» в глав-
ных монастырях России. Во вто-
рой половине XVIII века разда-
точные образы изготавливались
в технике гравюры на металле,
в литографии и шелкографии,
финифти, резном перламутре
и другими способами.
Слово «киот» происходит от
греческого «kibotos» – «ящик,
ковчег». В. И. Даль в своём
Словаре определяет киот как
«стекольчатый шкаф, поста-
вец разной величины и вида, во
всю стену, половинчатый либо
малый, на полочке, для поста-
новки икон, образов…». Древ-
ние киоты исполняли в форме
церкви или часовни. Знамени-
тый скульптурный чудотвор-
ный образ Николы Можайского
XVI века находился в киоте,
и абрис его, трёхлопастной с ки-
левидным завершением, вошёл
в иконографию образа.
В конце XVII века в русском
искусстве получила широкое
распространение так называе-
мая флемская (фламандская)
резь, технику и орнаментальные
мотивы которой в Москву при-
везли мастера-белорусы. Пер-
воначально она применялась
при создании иконостасов, но
очень скоро её стали использо-
вать и для украшения домашних
иконных киотов. На выставке
представлен небольшой киот
петровского времени из собра-
ния С. Н. Воробьёва. Основные
мотивы резьбы: виноградная
лоза, оплетающая колонну, цве-
точные и фруктовые гирлянды
на лентах, побеги акантовых
листьев создавали зримый образ
райского сада, а весь киот ста-
новился подобием окна в Цар-
ствие Небесное. Резные детали
покрывали левкасом и накла-
дывали на них сусальное золото,
которое в завершение шлифова-
ли. Золочёные детали контраст-
но смотрелись на тёмном фоне
конструкции самого киота. Вы-
сочайшие по качеству резьбы,
они казались целиком отлиты-
ми из драгоценного металла.
Эти приёмы использовались
в русском искусстве на протя-
жении почти всей первой поло-
вины XVIII столетия, особенно
в провинции, где они встреча-
ются и позднее. Резная поли-
хромная киотная рама середины
века из собрания С. Н. Воробьё-
ва свидетельствует о живучести
и оригинальной интерпретации
Русская история
2
2015
73
Иконы в киотах второй половины XIX в.
«Архангел Михаил – Грозный Воевода». 
Икона в киоте первой половины XVIII в.
Домашнее убранство иконы
1...,65,66,67,68,69,70,71,72,73,74 76,77,78,79,80,81,82,83,84,85,...116