Русская история № 2 2015 - page 66

И. Л. Андреев,
кандидат исторических наук, профессор
«Зов» патриарха
В сложной истории взаимоотношений Царства
и Священства первенство не раз переходило от
светской власти к духовной и обратно. После
церковной реформы казалось, что неуёмный дух
патриарха Никона подчинит волю «тишайше-
го» царя Алексея Михайловича. Однако история
распорядилась иначе. Если знаменитое «хожде-
ние в Каноссу» на долгое время предопределило
превосходство Римского папы перед императо-
рами Священной Римской империи, то малоиз-
вестный выезд Никона в Москву из Новоиеру-
салимского монастыря, напротив, стал одним
из эпизодов в истории подчинения Церкви го-
сударству. Пётр I едва ли сумел бы столь успеш-
но укротить «бородачей», не случись подобного
рода прецедентов прежде.
Оставив в 1658 году после конфликта с Алек-
сеемМихайловичемпатриаршуюкафедру, Никон
явно переоценил своё влияние. В дальнейшем его
отношения с государем складывались своеобраз-
но: периоды охлаждения и острого обмена обви-
нениямии упрёками сменялись затишьями, когда
царь был внимателен и милостив, а Никон – не-
привычно покладист. Тем не менее, стороны де-
монстрировали принципиальный характер своей
позиции – и не шли на примирение.
В 1662 году Никону разрешили посетить
Крестный монастырь, основанный им на Кий-
острове. Вернувшись почти через год в Воскре-
сенский Новоиерусалимский монастырь, он
узнал об исходе долгой тяжбы со стольником
Романом Боборыкиным. В своё время, окру-
гляя владения для будущей «русской Палести-
ны», патриарх приобрёл часть его земель. Пока
он был в силе, Боборыкин не посмел возражать,
удовлетворившись полученной компенсацией.
Опала Никона открыла возможность вернуть
часть утраченного. А «любовь» бояр к Никону
была такова, что суд принял сторону истца.
Никон посчитал приговор беззаконным
и разрешил монастырским крестьянам увести
со спорных четвертей урожай. Естественно, мо-
настырские власти и крестьяне были осуждены.
Такое решение вызвало прилив негодования
Никона, и он проклял Боборыкина. Мало того,
произнося проклятие, он положил Евангелие
и крест на жалованную царскую грамоту Вос-
кресенскому монастырю. Деяние выглядело
крайне вызывающим: анафема и царская гра-
мота! Ушлый стольник тут же ударил челом,
заявив, что патриарх проклял самого государя
и его семейство. Мнительный Алексей Михай-
Вехи истории
Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти.
В. Г. Шварц. 1865 г.
Русская история
2
2015
64
1...,56,57,58,59,60,61,62,63,64,65 67,68,69,70,71,72,73,74,75,76,...116