Русская история № 2 2015 - page 82

Кореиз. Часть дворца Юсуповых
прямоугольный объём встречал посетителя парад-
ным входом с двумя фланкирующими башнями
с зубчатым завершением, похожими на заверше-
ния башен Гаспринского дворца.
Эти два здания, вторящие друг другу на даль-
нем расстоянии, показаны на многих литографиях
1830-х годов. Северо-западный фасад, обращён-
ный к центру поместья и в определённой мере
формировавший архитектурный облик имения
Голицыной, выполнен в монументальных фор-
мах псевдороманской архитектуры и даёт прямую
ассоциацию со средневековьем. Поблизости был
устроен двухэтажный, с башней, «замок» баронес-
сы Беркгейм, дочери Юлианы Крюднер и спод-
вижницы кн. Голицыной.
Первые здания усадьбы развивали идеи ро-
мантизма, акцентируя мотив встречи Востока
и Запада на земле Тавриды. Наиболее ярко они во-
плотилось в Воронцовском дворцово-парковом
комплексе в Алупке и создали весьма колоритный
образЮжнобережья. Многие постройки до наших
дней, к сожалению, не сохранились.
Сразу по прибытии Голицына принялась за
распашку земли для виноградника, посадку мас-
лин, разбивку парка, помогая к тому же устраи-
ваться спутникам и привлекая новых владельцев.
Воронцову она сообщала: «Поговорим о побере-
жье вокруг Алупки, дорогой граф, вы будете до-
вольны и поражены удивительными делами, ко-
торые здесь происходят. Мадам Беркгейм купила
сад и дом Ашера в счёт долга, который она дала
его жене. За деньги, полученные от этой продажи,
он собирается расширить свои владения в сторону
земель Дибича.
За м-м Беркгейм последовала маркиза Ошан-
до, которая обустроилась близ нас. Это женщина
любезная, полная остроумия и знаний, красивая,
и хотя её владение невелико, сама она – хорошее
приобретение для побережья.
Спасибо за оливки, чтобы достойно встретить
такой благородный подарок, я приготовила распа-
ханный участок и посадила драгоценные деревья.
Слава Вам, Благодетель Побережья!» [3,
л. 15]. Упомянутые в письме м-м Беркгейм – дочь,
а м-м Ошандо – падчерица Крюденер.
Самыми крупными фигурами, привлечённы-
ми на Южнобережье, стали князь А. Н. Голицын,
владелец Гаспры, и чета Потёмкиных, обустро-
ивших имение Артек у подножия Аю-Дага. Пись-
ма княгини позволяют шаг за шагом проследить
создание замка Александрия с парком, проходив-
шее, в отсутствие князя, всецело под её надзором:
«Голицын прислал мне планы своего строения,
он хочет, чтобы я начала сразу же. Этот рисунок
Монферрана представляет собой усадебный дом
на четыре фасада, украшенных со всей роскошью
архитектуры. Для исполнения его в С.-Петербурге
понадобилось бы 150 тыс. руб. А здесь, по нашим
расчетам, и 300 тыс. руб. будет мало. Я не знаю,
о чём он думает и достаточно ли у него денег, но
если он пожелает мне их прислать, то я согласна
мучиться» [3, л. 37–38].
Появление Татьяны Потёмкиной также свя-
зано с княгиней, состоявшей с нею в дружбе.
«Один богатый собственник (Потёмкин), – писа-
ла Анна Сергеевна Воронцову, – обеспокоенный
хозяйственными расчётами, решил, что жизнь
в С.-Петербурге слишком дорогая, да и здоровье
жены требует более теплого климата. Он обратил-
ся ко мне, желая узнать, можно ли найти большое
владение…» [3, л. 40]. Поначалу выбор остано-
вился на Кучук-Ламбате, одном из первых благо-
Русская история
2
2015
80
Наследие
1...,72,73,74,75,76,77,78,79,80,81 83,84,85,86,87,88,89,90,91,92,...116