печальная и в то же время свет-
лая по настроению картина «Сё-
стры наши» (2014).
Большинство
живопис-
ных работ на выставке тяготело
к классической традиции рус-
ского искусства с присущей ей
повествовательностью изобра-
жения. Так, в этом стиле реше-
ны произведения М. Кугача,
В. Сидорова. Каждая работа
М. Ю. Кугача – своего рода но-
велла, в которой большое со-
держательное значение играет
пространственное построение
пейзажа с его далями, с движе-
нием то тревожно-тёмных, то
светлых облаков; всё это опре-
деляет драматизм одних обра-
зов («У братской могилы», 2011)
и лиризм других («По пути до-
мой. Встреча», 2015).
Проникновенным
лириз-
мом отличаются лично пере-
житые пейзажи В. М. Сидорова,
например, картина «За далью
даль» (1957), в которой изобра-
жено возвращение солдата до-
мой. Его фигура в гимнастерке
едва заметна, она почти сли-
вается с дорогой, которая те-
ряется среди полей. Основное
пространство полотна здесь за-
нимает пейзаж. Именно про-
странственность и воздушность
определяют эпичность пейзаж-
ного образа, благодаря чему он
становится символом понятия
«Родина».
Особой ценностью в пере-
даче подлинного «лица» войны
обладают работы, выполненные
непосредственно на фронте.
Бесценные документы эпохи –
военные зарисовки И. В. Со-
рокина, графика В. Е. Цига-
ля и его брата – скульптора
Вл. Е. Цигаля. Виктор Ефимо-
вич Цигаль прошёл всю войну
солдатом, участвовал в Кур-
ской битве, дошёл до Берлина,
был художником политотдела
Уральского добровольческого
танкового корпуса. На этой вы-
ставке он выступает прежде
всего как яркий портретист.
В некоторых набросках через
портретное изображение автор
показывает целый сюжет, созда-
вая графическую новеллу («По-
следняя курица в селе», 1944).
Владимир ЕфимовичЦигаль до-
бровольцем ушёл на фронт, слу-
жил во флоте в качестве военно-
го художника, участвовал в ряде
боевых операций на Чёрном
и Балтийском морях. Представ-
ленные произведения – это ри-
сунки скульптора, в них почти
всегда есть обобщённость, объ-
ёмность и чеканность формы.
Замечателен ряд работ про-
тоиерея Михаила Малеева. Это
очень выразительные, выпол-
ненные в смешанной технике
портреты
священнослужите-
лей – участников Великой Оте-
чественной войны, изображён-
ных с воинскими наградами.
Образы, созданные отцом Ми-
хаилом, – будь то архимандрит
Феофан (Малявко), прошедший
крестный путь по лагерям Гулага,
во время войны служивший в пе-
хоте, освобождавший Будапешт;
или легендарный «военный ба-
тюшка», гордость Пскова прото-
иерей Олег (Тэор), – впечатляют
прежде всего духовностью, мо-
литвенной сосредоточенностью
и прозорливостью.
На выставке было представ-
лено несколько работ баталь-
ного жанра: «В снегах Подмо-
сковья» и «Первый год войны»
М. Фаюстова; «Тяжёлое небо»
А.
Поликарпова;
«Матери»
Портрет ветерана Великой
Отечественной войны
Сергея Кондратьевича Драгомирова.
А. П. и С. П. Ткачёвы. 1983 г.
У братской могилы.
М. Ю. Кугач. 2011 г.
Последняя курица в селе.
В. Е. Цигаль. 1944 г.