Русская история № 2 2015 - page 96

Е. А. Скоробогачева,
кандидат искусствоведения
Владимир
КИЕВСКИЙ
Русской Православной Церковью нынешний год,
когда отмечается 1000-летие преставления свято-
го равноапостольного князя, объявлен годом кня-
зя Владимира. Древнейшие изображения князя
известны на монетах, златниках и серебряниках,
чеканенных после Крещения Руси, а также в ми-
ниатюрах лицевых рукописей, в образах иконописи
и монументальной древнерусской живописи, как,
например, во фресковых росписях диаконника
церкви Святого Николая на Липне близ Великого
Новгорода, выполненных между 1292 и 1299 годами.
В отечественной живописи личность и деяния Кре-
стителя Руси отражались начиная с XVIII столетия.
Выбор православной веры, принятие кре-
щения в Корсуни, Крещение Руси, женитьба на
полоцкой княжне Рогнеде, битва с печенегами –
таковы наиболее популярные сюжеты. Ведущие
художники России и те авторы, имена которых
полузабыты, воплощали образ Владимира Свя-
тославича в индивидуальной манере, но в едином
русле реалистических традиций.
Прежде всего следует выделить полотна Гри-
гория Угрюмова «Испытание силы Яна Усмаря»
и Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда», стено-
пись Виктора Васнецова в киевском храме Свя-
того Владимира, произведения Николая Рериха
и Андрея Рябушкина. Эти композиции обозначи-
ли основные вехи развития отечественной живо-
писи, её эволюцию от стиля классицизма рубежа
XVIII–XIX столетий к расцвету реалистического
искусства в конце XIX – начале ХХ века.
С середины XVIII века петербургская Импера-
торская Академия художеств, основанная в 1757–
Образы минувшего
Святой Владимир.
Мозаика собора Воскресения Христова
на Крови в Санкт-Петербурге. Н. К. Бодаревский
Русская история
2
2015
94
В русской живописи
1...,86,87,88,89,90,91,92,93,94,95 97,98,99,100,101,102,103,104,105,106,...116