Русская история № 2 2015 - page 89

ны высоко над головами зрите-
лей и как бы парили над экспо-
зицией. Тема – «Знамёна вой-
ны» – была избрана инициато-
ром выставки Д. А. Белюкиным.
«Знамя, штандарт, стяг – это не
только опознавательные знаки
в бою, под которыми объеди-
няются верные своему долгу во-
ины, но это и символы, олице-
творяющие такие понятия, как
гордость, честь, готовность к са-
мопожертвованию», – говорит
Дмитрий Анатольевич.
Тон выставке задало круп-
ноформатное полотно Дмитрия
Белюкина
«Мы
победили!».
В этой картине отражено поис-
тине сакральное событие в оте-
чественной истории: во время
парада Победы 24 июня 1945 го-
да на Красной площади воины
Советской Армии бросают зна-
мёна поверженного врага к под-
ножию Мавзолея и расположен-
ной на нём правительственной
трибуны. Мастер использовал
выразительный приём: компози-
ция построена так, будто знамёна
армий Третьего рейха ложатся не-
посредственно перед зрителем.
Самыми ранними из пред-
ставленных работ в экспози-
ции были живописные натур-
ные этюды Бориса Неменско-
го, выполненные художником
в апреле–мае 1945 года в Берли-
не. Это экспонаты высочайшей
исторической и художественной
ценности. Зачисленный для не-
сения службы в Студию военных
художников имени М. Б. Гре-
кова, Неменский, как и другие
художники студии, направляет-
ся на разные участки фронтов
запечатлевать «правду факта».
Вот как сам художник вспоми-
нает о своей работе в последние
дни войны, когда он, находясь
в эпицентре событий, делал этю-
ды с натуры, сидя в кресле по-
среди улицы: «На перекрёстке
шёл бой… Обе стороны улицы,
как два длинных жерла вулкана,
образовали над ней непроницае-
мый, гудящийшатерогняидыма.
А по улице туда и сюда шли, бе-
жали солдаты с патронами, уно-
сили раненых, двигали технику.
По мере того как мы продвига-
лись вперед и дома, догорая, об-
рушивались, бойцы подтаскива-
ли моё кресло всё дальше. “Вот,
вот, давай, солдат, зарисовывай,
как горит Гитлерово логово…”».
Эти работы воссоздают мощную
гамму переживаний и состоя-
ний, в первую очередь – радо-
сти, надежды на светлое будущее
и осознания справедливо завоё-
ванной победы. Как пишет сам
художник, «правда историческая
и правда совести были на нашей
стороне».
Глубоким чувством исто-
рической правды пронизаны
работы С. П. и А. П. Ткачевых.
Острой индивидуальной пор-
третностью отличается образ ве-
терана Великой Отечественной
войны Сергея Кондратьевича
Драгомирова (1983), изобра-
жённого авторами «в упор»; су-
ровый взгляд прошедшего вой-
ну человека, оставшегося без
руки (пустой рукав пиджака –
красноречивая деталь изобра-
жения) буквально пронизывает
душу. Горе и лишения, которые
довелось пережить советским
людям в военные годы, для ав-
торов – личная тема. Сергей
Петрович с 1941 по 1945 год слу-
жил в рядах Советской Армии,
в боях за Родину был тяжело
ранен. Вероятно, именно лич-
ными воспоминаниями Сергея
Петровича о пребывании в го-
спитале навеяна трогательная,
Фляга.
Коллекция Н. А. Черкашина
Мы победили! Центральная часть серии «Знамёна войны».
Д. А. Белюкин. 2015 г.
День Победы.
Б. М. Неменский. 1945 г.
Русская история
2
2015
87
1...,79,80,81,82,83,84,85,86,87,88 90,91,92,93,94,95,96,97,98,99,...116