спрой, и Татьяна Потёмкина. «Татьяна пишет
мне, что врачи предписали морские купания мое-
му племяннику; Император предложил ему ехать
с ним в Англию… добавив, что берёт расходы по
путешествию на себя. – Сир, – ответил мой пле-
мянник, – поскольку Россия имеет счастье вла-
деть Южным берегом, русские должны перестать
ездить для поправки здоровья заграницу; так по-
звольте мне, Сир, поехать именно туда принимать
морские ванны. – Император рассмеялся и мило-
стиво согласился.
Императрица, которой он был представлен,
долго расспрашивала его о Побережье, и под ко-
нец сказала: Вы добились своего, Татьяна покида-
ет нас и едет, чтобы обосноваться на счастливом
Побережье. Прошу вас, князь, по возвращении
привезти несколько видов этой прекрасной стра-
ны» [3, л. 107].
Княгиня озаботилась поиском рисоваль-
щиков, чтобы заказывать рисунки и гравюры,
которые показали бы красоты Южного берега.
«…Я предложила Эльсону тщательно зарисовать
все строения Побережья, большие и малые, сде-
лать из них красивый альбом (recueil), который
вы, дорогой граф, закажете литографировать,
и его можно будет продавать в пользу Эльсо-
на. Пусть увидят с удивлением, что усердие под
попечительным правлением, таким как ваше,
смогло совершить за пять лет: это почти чудо»
[3, л. 44].
Тем временем Гаспринский замок, воздви-
гаемый талантами Эльсона и заботами кн. Голи-
цыной, превратился в настоящую достопримеча-
тельность Южного берега. Князю А. Н. Голицыну
отправили два изображения Гаспры. «Виды эти
прелестны, – отозвался будущий владелец Алек-
сандрии, – и все, кому я их показывал, пришли от
них в восторг, и уверяли, что это снято в Италии»
[2, с. 410]. Другой раз он упомянул привезённые
ему рисунки кн. Мещерского: «… прекрасно сде-
ланы. Я уверен, что в действительности природа
прелестнее её изображения, но это мне даёт о ней
понятие, которое дополняется моим воображе-
нием»…Присланные вами чрез князя Мещерско-
го три вида моего замка будут вставлены в рамки
и с них будут сделаны литографии» [2, с. 414–
415].
Из писем княгини А. С. Голицыной и её круга
воскресает образ Южного берега Крыма в самом
начале его обустройства. В них мелькают имена ар-
хитекторов, художников, садоводов: это швейцар-
цы архитектор Эшлиман, художник Яков Маурер,
его сестра Елена, управляющий имением Ореанда
Ашер, подрядчик и строитель многих сооружений
побережья. Особенно часто упоминается устрои-
тель алупкинского парка Карл Кебах, назначенный
Воронцовым главным садовником Южного берега
и причастный к закладке парков в Массандре, Гур-
зуфе, Форосе и в Кореизе. Вместе с ним поставлял
туда растения «редкие или невиданные» сам дирек-
тор Императорского ботанического сада Николай
Андреевич Гартвис. Дубы, каштаны, североамери-
канские акации, клёны, лавровишни, фотинии,
множество видов и сортов роз распределялись
в первуюочередь междуНикитой, Алупкой, Ореан-
дой и Кореизом. Для их прекрасных обитательниц
Василь-Сарай, имение князя В. С. Голицына.
К. Боссоли. 1830-е гг.
Наследие