ной уверенностью убеждали,
что у Рокоссовского была са-
бля, на кинохронике её плохо
видно. Потом, разговаривая
с внуком маршала, я узнал, что
это палаш, который сохранил-
ся у него дома. Он мне прислал
фотографию, я несколько раз
переделывал эфес. Подобные
скульптуры, как правило, реа-
листические, но они не должны
быть сделаны по клише.
Достоверность, точность в де-
талях важны, но не самодовлею-
щи. Иногда я умышленно что-то
меняю. Когда делал памятник
Скобелеву, много читал о «белом
генерале». Он был лошадник,
очень серьёзный. Предпочитал
скакунов ахалтекинской поро-
ды, на которых и в бой ходил,
и делал большие переходы. Был
эпизод, когда Скобелев объявил
своему отряду марш-бросок
и прибыл в конечный пункт
один. Кто-то подтянулся через
день, а кто-то и позже. Ахалте-
кинцы очень красивы, но по-
своему: изящные, тоненькие,
с узкими мордами, жидкими
хвостами и гривами. А вот на
памятнике – просто красивый,
сильный конь. Верность дета-
лям может повредить символи-
ческой нагрузке.
Наблюдая реакцию зрите-
лей, я часто вижу, что многое из
того, что я хотел сказать, не про-
читывается. Надо очень мно-
го знать, чтобы все это понять.
Скажем, у памятника Алексан-
дру II были задуманы львы, об-
ращённые по четырём сторонам
света. Установлены только два.
Окружающая памятник над-
ломанная полукруглая ротонда
первоначально должна была
Памятник князю Дмитрию Донскому в Коломне
Памятник святому Дмитрию Солунскому в Дмитрове
Русская история
2
2015
92
Образы минувшего