и том же стиле, дарили отцу мои
дяди, Сергей Александрович
и Павел Александрович. Позд-
нее, когда мы подросли и уже са-
мостоятельно приходили к отцу
здороваться, дежурный камерди-
нер нам говорил, что нельзя вой-
ти, потому что “папа молится”.
Помолившись, отец здоровался
с нами и шел в столовую».
Сам Великий князь К. К. Ро-
манов, приступая к работе над
драмой «Царь Иудейский», пи-
сал 27 марта 1909 года в своём
дневнике: «Начал её с изображе-
ния торжественного входа Спа-
сителя в Иерусалим. […] Перед
началом помолился и приложил
к рукописи образ-складень от
Сергея, который всегда лежит
на моём письменном столе. Так
я делаю часто, когда особенно
сильно желаю успеха какому-
либо делу: письму, просьбе, со-
чинению».
С. И. Вашков, главный ху-
дожник Товарищества Оловя-
нишниковых, яркий представи-
тель стиля модерн, отмечал, что
предметы художественной про-
мышленности постепенно про-
никли во все слоиобщества, «это
скромные миссионеры чистого
искусства. Их назначение –
воспитывать и развивать эсте-
тическое чувство человека, а по-
тому они должны быть идейны
Великомученик Пантелеимон, Богоматерь Казанская, Распятие с предстоящими.
Иконы в киотах последней трети XIX в.
Икона «Избранные образы Божией
Матери» конца XVIII в. Киот начала XX в.
и художественны. Тем более это
необходимо для предметов цер-
ковного искусства».
Разновидностью домовых
храмов
являлись
полковые
и корабельные. В 1910 году
в носовой части парохода была
устроена церковь Святителя
Николая Чудотворца, которая
окормляла так называемый пла-
вучий город с населением до
100 тысяч человек. Он рас-
полагался в Каспийском море
в 220 километрах от Астрахани:
сотни морских судов, плавучих
контор со штабом служащих,
контролировавших
движение
грузов.Большинствообитателей
в течение семи–восьми месяцев
в году не ступало на берег. На вы-
ставке представлен редчайший
образецкорабельногокиота, вы-
полненный из бронзы (собрание
А. Н. Ларичкина).
ВXXвеке, после революции,
традиция «красных углов» –
божниц в домах городских
и сельских жителей, несмотря
на борьбу с «религиозным дур-
маном», не была прервана. Так,
в семье известных собирателей
Глеба Александровича и Марфы
Андреевны Покровских роль
киота-божницы выполнял со-
временный шкаф-стенка, где
бережно и любовно сохраня-
лись церковные святыни: ико-
ны в окладах, лампады, кресты-
мощевики и тельники, образки
и т. д., многие из которых были
переданы в дар Музею имени
Андрея Рублёва и сейчас пред-
ставлены на выставке.
Долгое время отношение
к иконным киотам в музейном
сообществе было пренебре-
жительным в силу их позднего
происхождения. Их собирали
и сохраняли отдельные энту-
зиасты. Около тридцати икон
в киотах представлены на вы-
ставку основателем реставраци-
онной мастерской «ВАЛААМ»
Ю. И. Тарановым. Благодаря его
подвижнической деятельности
на протяжении 40 лет было со-
хранено около тысячи киотов.
Участники выставки Ю. В. Иг-
натьев и А. Н. Ларичкин – про-
фессиональные реставраторы,
бережно сохранившие редкие
образцы русской киотной резь-
бы. Уникальные произведения
русского прикладного искус-
ства представили на выставку
коллекционеры А. Л. Кусакин,
А. С. Жариков и Н. И. Давыдов.
Выставка «Домашнее убран-
ство иконы» – первая попытка
музейного осмысления и пока-
за этого своеобразного явления
русской культуры.
Фотографии А. Лерера, А. Гордейчика
Русская история
2
2015
75
Домашнее убранство иконы