сущие явственный отпечаток этого стиля. Напри-
мер, церковь Ризоположения в Леонове. А ведь её
возвели уже в 1722 году!
Какая уж тут эфемерность! «Нарышкинская»
архитектура прочно укоренена в предыдущем сти-
ле, успела развиться в полной мере, дать множе-
ство превосходных памятников, да и угасла отнюдь
не одномоментно.
Для строительства храмов-громад новый стиль
годился ещё меньше, чем предыдущий. Но конец
XVII века вообще – время экспериментов, пере-
ходных форм, смешения стилей и смещения норм.
Поэтому как минимум дважды качества, присущие
нарышкинскому барокко, пытались применить к
постройкам титанических габаритов.
Таков собор Донского монастыря (середина
1680-х – середина 1690-х). Монументальное тради-
ционное пятиглавие венчает его. Но боковые главы
поставлены не по углам четверика, а по сторонам
света – на колоссальных «лепестках», выступаю-
щих из основного объёма и скруглённых по углам.
В плане собор крестовиден. Композиционно это
нарышкинское барокко. Скупо рассыпанный де-
кор – вполне родной для него. Однако приёмы,
ставшие принадлежностью этого стиля, преврати-
ли собор в странное, мрачноватое создание. Ника-
кой нарядности, вычурности, изящества, только
плохо организованная тяжесть.
Второй пример – Никольский собор Николо-
Перервинского монастыря (1696–1700). Он был
любимым детищем патриарха Адриана, который
явно тяготел к величественной старине, хотя и на-
рядную «нарышкинскую» версию принимал как
дань новомодным веяниям. Между тем эта, по-
следняя, уже пребывала на излёте… Патриарху тре-
бовался весьма значительный по размерам храм,
способный прославить обитель, которая до сих пор
не отличалась особенной известностью; он решил
возвести монументальное здание, но в современ-
Богоявленский храм Богоявленского монастыря.
Фото Е. Борисовой. 2014 г.
Церковь иконы Божией Матери «Знамение»
на Шереметьевом дворе
Церковь Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове
Русская история
4
2014
34
Москва и Киев