войны, кровь льётся реками, сладострастие стано-
вится позволительным и даже обретает романтиче-
ский ореол, чувства приведены во взбудораженное
состояние… Как тут не поддаться обаянию сумас-
шествия, вытекающего из подвалов человеческой
личности? Барокко и есть в какой-то степени раз-
решённое безумие…
Отсюда – буйство декора, отсюда – бешеное
экспериментирование с формами, их нарочитое,
дерзкое усложнение. Ёмко и точно выразилась На-
талья Сосновская. По её словам, стиль барокко
«…отличает изогнутость линий, нагромождение
деталей, сложные формы, декоративная пышность
и живописность».
Но разве не то же самое характерно и для хра-
мовых построек с каменной резьбой, относящих-
ся к периоду 1620-х – 1680-х, которые автор этих
строк позволил себе объединить под названием
«посадское барокко»?
И разве Московское государство являло по
сравнению с Европой образец спокойствия?
О, нет. Весь XVII век оно, не переставая, клокота-
ло, выпуская кровавый пар. Не зря само столетие
это в нашей истории получило имя «бунташного».
Москва познала Смуту, Соляной бунт, Медный, а
также несколько стрелецких… Понятие об обще-
ственной норме, о правильном порядке размылось.
И вкусами москвичей руководило тогда не только
обострённое чувство веры, но и обнажённое, рас-
христанное жизнелюбие. Христианская вера хо-
дила тогда рука об руку с вовсе не христианской
страстностью.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Новодевичьем
монастыре
Храм Спаса Преображения над северными воротами в Новодевичьем монастыре
Русская история
4
2014
30
Москва и Киев