Журнал "Русская история". №4 2014 г. - page 33

Вот и пришлось нам впору своё, домотканое
барокко.
В 1680-х посадское барокко, характерное для
времени первых Романовых, стало постепенно
отходить на второй план, уступая место другому
архитектурному поветрию, в меньшей мере соб-
ственно московскому, в большей – европейскому.
Его именуют по-разному: то «московским барок-
ко», то «нарышкинским барокко», то «нарышкин-
ским стилем». Одно время его рождение связывали
с семейством Нарышкиных, откуда вышла царица
Наталья Кирилловна – вторая жена Алексея Ми-
хайловича, мать Петра I. Нарышкины, действи-
тельно, являлись заказчиками многих построек,
выполненных в новой манере. Но подобные зда-
ния возводились задолго до того, как этим стилем
заинтересовалась венценосная фамилия. У его ис-
токов историкам архитектуры виделась то царевна
Софья, то род князей Голицыных.
В действительности же его появление свя-
зано с деятельностью царя Фёдора Алексеевича
(1676–1682 годы). И прежде погружения в нарыш-
кинское барокко следует рассказать о великой ар-
хитектурной эпопее его царствования.
Фёдор Алексеевич строил фантастически мно-
го. По интенсивности строительства в Москве и
её окрестностях недолгие годы его правления пре-
восходят царствование любого другого русского
монарха XVII столетия.
Русскую столицу приводили в порядок со всей
основательностью: переулки вымостили деревом,
запаслись булыжником и приготовились менять
деревянные мостовые на каменные. В Кремле про-
вели новую канализационную систему. Жестоко
боролись с уголовщиной. Как замечал Татищев,
«полицыя была… довольно поправлена и в лучшее
состояние приведена». Руководило её действиями
особое учреждение – Земский приказ.
О Москве царь деятельно заботился. Он не
только сберегал её от грязи и преступников, не
только стремился подтолкнуть к «каменному стро-
ению» подданных, но и сам очень много строил.
Если бы требовалось подобрать этому монарху
пристойное прозвище, Строитель – подошло бы
наилучшим образом.
В Котельниках по царскому указу возвели на-
рядную пятиглавую церковь Казанской иконы Бо-
жией матери. Сретенский монастырь обрёл новый
собор. В Симонове монастыре появились Тихвин-
Царь Фёдор Алексеевич.
Неизвестный автор
Церковь Симеона Столпника на Поварской.
Фото А. Савина. 2011 г.
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках.
Фото Л. Ульяновой. 2013 г.
31
Нарышкинское барокко
1...,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32 34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,...116
Powered by FlippingBook