Д. М. Володихин,
доктор исторических наук
Нарышкинское
барокко.
Блистательный компромисс
Появление барочной архитектуры в Москве
принято объяснять европейским влиянием,
проникшим сюда разными путями, в том числе
через Малороссию. Так ли это? Трудно ответить
на этот вопрос однозначно.
Чего требовала старомосковская поэтика
храмовой архитектуры? Та, что начиналась при
последних Рюриковичах и Годуновых. Та, что
создавалась народом, уже немало поучившимся
у иноземцев (итальянцев, немцев) и умудрён-
ным. Та, что опиралась на старомосковское ми-
ровидение, созданное учёными монахами.
Прежде всего –
нарядности
. Русский дворя-
нин любил выходить на бой в лучших одеяниях,
в роскошном, в ярком. Оттого-то поляки и ли-
товцы часто видели во всяком сколько-нибудь
значительном военачальнике «боярина». Рус-
ский прихожанин являлся на воскресную служ-
Русские женщины XVII столетия в церкви.
А. П. Рябушкин. 1899 г.
Москва и Киев
Русская история
4
2014
28