и недолговечность взлёта – фактически в пределах
жизни одного поколения. Серебряный век – это
как бы целая эпоха, стиснутая в одну скоротечную
человеческуюжизнь. В. Вейдле в 1956 году также вы-
сказывал убеждение, что Серебряный век «был ис-
ключительно и всецело создан теми образованными
и творческими людьми», которые не принадлежали
ни к народнической «идейной» интеллигенции, ни к
бюрократии, а исповедовали только одну догму: сво-
бода творческой личности (6, с. 140–141).
И всё же европейский индивидуализм, прошед-
ший уже через тяжкий кризис и ницшеанское отри-
цание классической культуры, был так же далёк от
возрожденческого пафоса, как «прекрасная заря че-
ловечества» от эпохи La Fin des Si
e
cle, «конца века».
Ощущение«прогиба», «излома», «узлавремён»А.Бе-
лый выразил так: «Произошёл сворот оси! И падало,
падало, падалосердце!».Периодвысочайшегодухов-
ного и художественного подъёма проходил в России
под знаком надвигающейся катастрофы. Взлёт твор-
ческой энергетики самым трагическим образом со-
вмещался с нарастающим социальным и политиче-
скимразладом.ИскусствоСеребряноговекавпервые
получило подсознательное ощущение «конца века»,
«конца культуры», «подведения черты» под прошлой
цивилизацией ещё до того, как это было осмыслено
интеллектуально. Только спустя десятилетие этот
мотив был сформулирован в европейской философ-
ской мысли: Н. Бердяевым («Новое средневековье»)
и О. Шпенглером («Закат Европы»).
Отвергнув «направленство» и эстетику «обще-
ственной пользы», творцы Серебряного века не-
дооценили тяжесть социальной правды и миссию
левой интеллигенции, по праву считавшей себя
продолжателем идеалов гуманизма и Просвеще-
ния. Попытка сборника «Вехи» (1909) изменить её
самосознание оказалась неудачной.
ХХ век более чем жестоко опроверг претензии
Серебряного века на подведение культурных ито-
гов, но не лишил их резона и смысла. Слишком
непохож оказался новый век на предшествующий,
чтобы оставить без внимания тот слом европей-
ской культуры, самого духа европейской цивили-
зации, который воплотился в русском Серебря-
ном веке. Битва за творческую личность как центр
мира Серебряным веком была проиграна – это
показала уже Первая мировая война и эпоха ре-
волюций. Но поражение только подчеркнуло зна-
чимость опыта – ведь «рукописи не горят». «Раз-
гром духовной культуры, – философски замечал
Н. Бердяев, – есть лишь «диалектический момент»
в её судьбе» (5, с. 252). Говорят, что английский га-
зон очень легко получить: надо только поливать и
стричь – и так триста лет. Поливать и стричь мы
можем научиться. Остальное сделает время.
Афиша бала цветов.
Начало XX века
Литература и источники:
1.
Proffer K.
The Silver Age of Russian Culture. Michigan Un.,
1975.
Boult G.
The Silver Age: Russian Art of the Early 20
th
Century and the World of Art Group. Calif. Un., 1979.
2.
Адамович Г.
Мои встречи с Анной Ахматовой // Воспомина-
ния о Серебряном веке.
3.
Белый А.
Начало века. Воспоминания. М., 1990.
4.
Бердяев Н. А.
Русская идея. 1946. М., 2000.
5.
Березовая Л. Г.
Первый столетний юбилей А.С. Пушкина.
1899 год //Отечественная история. 2000. № 1.
6.
Вейдле В.
Умирание искусства. М., 2001.
7. История русской литературы. ХХ век. Серебряный век.М.,
1993. /под ред. Ж. Нивы, И. Сермана, В. Страды, Е. Эткинда.
М., 1995.
8.
Крайний А.
(Гиппиус З.Н.) Полёт в Европу // Литература
русского зарубежья. В 6 т. Т. 1. Кн. 2. М., 1990.
9.
Милюков П. Н.
Живой Пушкин. М., 1997.
10.
Маковский С. К
. На Парнасе Серебряного века. Екатерин-
бург, 2000.
11.
Маковский С. К.
Силуэты русских художников. М., 1999.
12.
Неклюдова М. В
. Традиции и новаторство в русской культуре
конца XIX – начале ХХ века. М., 1996.
13.
Оцуп Н. А.
Серебряный век // Числа. Кн. 7–8. Париж,
1933.
14.
Оцуп Н. А.
Современники: Воспоминания. Париж, 1961.
15.
Ронен О.
Серебряный век как умысел и вымысел. М.,
2000.
16.
Сарабьянов Д. В.
История русского искусства конца
XIX – начала ХХ века. М., 1993.
17.
Соболев Р.
Люди и фильмы русского дореволюционного
кино. М., 1961.
18.
Стернин Г. Ю
. Художественная жизнь России 1900–1910-х гг.
М., 1988.
Вехи истории
Русская история
1
2014
88