Новое время Русского Афона
95
Долгожданный переход Афона
из-под власти мусульман-турок
к православным грекам произо-
шел в 1912 году. Однако русским
афонитам это, как ни парадок-
сально, принесло не облегчение,
ановыеиспытания. Грекиначали
политику «эллинизации» Святой
Горы и ограничения доступа на
неё славян и русских. В 1926 году
греческое правительство окон-
чательно объявило Афон своей
территорией, а все монахи, неза-
висимо от национальности, ста-
ли считаться подданными грече-
ского государства.
Второе испытание было
связано с так называемой
«афонской смутой», «имясла-
вием» – аскетическим тече-
нием, главной идеей которого
было учение о божественности
Имени Божия и имени Иисус.
Церковная иерархия – и рус-
ская, и Константинопольского
патриархата – расценила это дви-
жение как еретическое и попыта-
лась бороться с нимкомандными
мерами. В итоге в июле 1913 го-
да 833 монаха-имяславца Пан-
телеимонова монастыря и Ан-
дреевского скита, записанные в
еретики, были депортированы с
Афона в Россию, что не могло не
нанести русскому монашеству на
Святой Горе серьёзный урон.
А главное, что с началом
Первой мировой войны, а по-
том и революционной смуты
в России ниточки связи с ней
Афона надолго прервались.
Хотя оставался приток туда рус-
ских эмигрантов, тезис о недо-
пущении на Афон новых ино-
ков из России под предлогом
«коммунистической опасности»
или пресловутого «панславиз-
ма» еще более осложнил жизнь
русских обителей. Вскоре они
лишились всех своих подворий
в России, многих земельных
владений в Греции, распродали
свои суда и часть имущества,
почти везде закрыли монастыр-
ские мастерские и промыслы.
В итоге Пантелеимонова общи-
на стала резко сокращаться: в
1918 году она насчитывала око-
ло 800 иноков, в 1925 – 560, в
1946 – 215 (всего на Афоне тогда
насчитывалось 472 русских ино-
ка), в 1956 – 75, а в 1965 – лишь
20. При этом русским монахам
пришлось пережить и посто-
янные конфликты с греческим
священноначалием
Афона,
стремившимся «завладеть всеми
русскими обителями» и их «ду-
ховными сокровищами» (только
в Свято-Пантелеимоновом мо-
настыре тогда хранилось около
100 000 старинных книг и более
50 ковчегов с мощами святых),
и немецкую оккупацию полу-
острова, и бушевавшую в Греции
в 1946–1949 годах гражданскую
войну, и периодически случав-
шиеся губительные пожары.
В июле 1945 года настоятель
Свято-Пантелеимонова мона-
стыря архимандрит Иустин об-
ратился к Московскому Патри-
арху Алексию с просьбой при-
нять русских святогорцев под
свою духовную защиту, указав,
что «вот уже 30 лет, как Святая
Гора Афонская перешла без со-
гласия на то России во власть
греков. С этих пор наш мона-
стырь и все русские обители на
Афоне начали подвергаться тя-
жёлым стеснениям со стороны
греческого правительства... Не-
греческие обители Святой Горы
обречены на верное и сравни-
тельно быстрое вымирание и
уничтожение... В нашей беде,
беде русских людей на Афоне,
Члены русского братства во имя Царицы Небесной на Святой горе Афон.
1913 год
Русский крейсер у берегов Святой
горы Афон.
1915 год
Гидросамолет на Афоне.
Начало XX века