Журнал "Русская история". №1 2014 г. Год культуры - page 89

ной эпохи своими ретроспекциями перестроили
всю цепь культурных традиций, смешав архаику
и авангард, средневековье и модерн в попытке пе-
реосмыслить культурный опыт человечества. Поэ-
зия и живопись, основанные на внушении и закли-
нании, вовлекли в творческое поле неисчерпаемое
количество вариаций индивидуального опыта.
Откуда же возник в России этот дух Ренессанса?
Выскажем убеждение, что единственным его источ-
ником была творческая энергетика интеллигенции.
Теоретики символизма А. Белый иВяч. Иванов, объ-
ясняя механизм творчества, целиком строили его на
внутреннем мире человека. Русский ренессанс был
насквозь искусственной и искусной конструкци-
ей, «умыслом и вымыслом», по выражению иссле-
дователя О. Ронена (15), всецело обязанной своим
существованием «героическому» интеллектуально-
творческому усилию интеллигенции рубежа веков.
Дух индивидуализма, исторически рождённый ита-
льянским Возрождением, запоздало пропитывал
русскую культуру. Вступало в жизнь третье поколе-
ние интеллигенции, которое отрекалось от наслед-
ства отцов – ревнителей «общественной пользы»,
поклонников Д. Писарева, Н. Некрасова, Н. Черны-
шевского. Это поколение состояло из блестяще об-
разованных людей, которые свободно чувствовали
себя в океане всей мировой культуры, стремились
возродить культурное наследие собственной страны.
В. Брюсов прекрасно разбирался в ассирийских, ви-
зантийских, римских сюжетах и символике, перево-
дилЭ. Верхарна, дружил с европейскими символиста-
ми; А. Белый увлекался Востоком, антропософией,
работал над всеобъемлющей «Историей становления
самосознания»; А. Блок великолепно знал европей-
ское средневековье, немецкую поэзию, язычество,
интересовался сектантством. И такими энциклопе-
дистами было большинство творцов Серебряного
века. М. Врубель писал картины, готовил витражи,
писал иконы для Андреевского собора в Киеве, его
мозаики украшают гостиницу «Метрополь» в Мо-
скве, он делал мебель, керамические вазы, работал с
майоликой, даже расписывал балалайки. А. Бенуа был
великолепным художником, проектировал ткани, де-
лал костюмы и декорации для спектаклей «Русских
сезонов», подготовил уникальную азбуку для детей,
делал рекламные плакаты... Каждый из них был готов
и способен на высокое творческое горение, подобно
«титанам Возрождения».
Представитель младшего и последнего поколе-
нияСеребряного века В. Ходасевич в статье 1921 года
«Колеблемый треножник» говорил о хрупкой и в то
же время нерушимой основе русской культуры нача-
ла ХХ века – творческих личностях. Можно сказать,
что они сконструировали, выстроили русский ренес-
санс из единственного имевшегося в их распоряже-
нии материала – собственной души и собственного
таланта. Возможно, это обстоятельство объясняет
Театральный костюм.
С. Ю. Судейкин
Обложка азбуки для детей.
А. Н. Бенуа. 1904 год
Серебряный век
Русская история
1
2014
87
1...,79,80,81,82,83,84,85,86,87,88 90,91,92,93,94,95,96,97,98,99,...125
Powered by FlippingBook