Журнал "Русская история". №1 2014 г. Год культуры - page 82

Серебряный век:
между Ренессансом
и декадансом
Вехи истории
Метафорическое название «Серебряный век»,
применяемое для обозначения культуры Рос-
сии конца XIX – начала ХХ века, одних при-
влекает, а других отталкивает именно своейна-
рочитой «красивостью». Блистательные по со-
держанию отечественные исследования куль-
туры этого времени (12, 16, 18) словноизбегают
этого названия, предпочитая лишь указание на
хронологию. Но первый же «наивный» вопрос
неискушённого читателя способен поставить
в тупик приверженцев подобной осто-
рожности. Почему такие всемирно из-
вестные гиганты художественного творче-
ства, как М. Горький, Л. Толстой, А. Чехов,
И. Левитан, Е. Репин, творившие в это же вре-
мя, не входят в культурную «обойму» Серебря-
ного века? Почему культурное «чутьё», напро-
тив, безошибочно включает в него А. Блока,
А. Белого, М. Врубеля, А. Бенуа, едва ли безо-
говорочно принятых до 1904–1905 годов?
Существует словно некое негласное «джентль-
менское» соглашение, по которому выражение
«культура рубежа веков» обозначает для спе-
циалистов отнюдь не всё культурное поле этого
времени, а только определённый тип культуры.
Об этом же говорят и зарубежные исследования
(1, 7). Общепринятого и внятного определения
Серебряного века не существует, в том числе и
в энциклопедиях.
Мифологическое происхождение этого
понятия очевидно, если обратиться к самосо-
знанию интеллигенции начала ХХ века. Ма-
стера символизма придавали особое значение
прилагательному «серебряный»: «серебряный
колодезь», «серебряный голубь», «серебряные
бури», «серебряный колокол» и т. п. А. Ахма-
Л. Г. Березовая,
доктор исторических наук
Русская история
1
2014
80
1...,72,73,74,75,76,77,78,79,80,81 83,84,85,86,87,88,89,90,91,92,...125
Powered by FlippingBook