това в «Поэме без героя» рисовала образ: «И сере-
бряный месяц ярко над серебряным веком стыл».
Художники новых направлений (П. Кузнецов,
В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, Л. Бакст, К. Со-
мов и др.) также отличались особым отношением
к серым, голубым, серебристым тонам: «Голубая
роза», «Голубые гортензии», «Дама в голубом».
Метафора стала особенно часто появляться в
1910-е годы в художественном журнале «Апол-
лон», наследнике знаменитых «красивых» жур-
налов символизма и модерна: «Мир искусства»,
«Весы», «Золотое руно».
Однако первые попытки наполнить плени-
тельную метафору концептуальным смыслом
были предприняты деятелями Серебряного века
позже, уже в эмиграции. Одним из первых про-
фессионально использовал этот термин историк
культуры, профессор П. Н. Милюков в своей пер-
вой «пушкинской» речи в Сорбонне в 1924 году (9,
с. 313). На своё авторство в изобретении термина
указывал поэт Н. Оцуп в эмигрантских воспоми-
наниях (13, с. 174, 14, с. 136). Известный критик
искусства, «аполлоновец» С. А. Маковский в кни-
ге «На Парнасе Серебряного века» определил тип
этой культуры: «стремление к запредельному»,
«искание высшей правды», искусство «мятежное,
богоищущее, бредившее красотой» (10, с. 11).
В 1937 году известный искусствовед русского зару-
бежья В. Вейдле заметил, что сияние – «как и по-
добает серебряным векам – было в известной сте-
пени отражённым; его мысль и вкус обращались
к прошлому и дальнему... он не столько творил,
сколько воскрешал и открывал» (6, с. 140).
На наш взгляд, едва ли не главным признаком
нового стиля стало парадоксальное соединение
Ренессанса и декаданса. В начале ХХ века куль-
тура России включилась в европейский процесс
формирования новой культурной модели, имев-
шей разные наименования: Art Nuevo, Bell Art,
Обложка журнала
«Аполлон».
Апрель
1910 года
Обложка журнала «Мир
искусства».
К. А. Сомов.
1900 год
Обложка журнала «Весы».
Н. П. Феофилактов.
1904 год
Фронтиспис для журнала
«Золотое Руно».
С. Ю. Судейкин. 1908 год
Art Modern во Франции и Бельгии, Сецессион
и Югендстиль в Германии и Австрии, Северное
Возрождение в странах Балтии иПетербурге, стиль
Тиффани в США и т. п. Это было единое мощное
движение всей европейской культуры – подобное
Возрождению, Просвещению. Речь шла об опре-
делённом типе культуры с едиными принципами,
ценностной основой и сходным художествен-
ным языком, определившими новый стиль – мо-
дерн. Своим названием он обязан издававшемуся
Дама в голубом. Портрет художницы Е. М. Мартыновой.
К. А. Сомов. Между 1897 и 1900 годами
Русская история
1
2014
81