Журнал "Русская история". №1 2014 г. Год культуры - page 86

ностью «Мира искусства», поскольку единствен-
ной его незыблемой программной установкой
была свобода творческого поиска. «Мир искус-
ства» демонстрировал «неразрывность и несли-
янность» поиска: журнал, выставка, творческое
объединение, художественный стиль.
Журнал «Мир искусства» сам по себе был ху-
дожественной ценностью. С него началась линия
«красивого журнала» («Весы», «Золотое руно»,
«Аполлон»), «красивой книги» и всего обновле-
ния художественного языка на основе «обожест-
вления красоты». Знаковой вершиной поиска
новых художественных истоков Серебряного века
были устроенная «мирискусниками» знаменитая
«Таврическая выставка» и развертывание ещё бо-
лее прославленных «Русских сезонов». На «Таври-
ческой выставке» в 1905 году впервые с XV века
предстала «Троица» А. Рублёва, буквально «от-
крытая» в ходе реставрации. Вернулись забытый
Рокотов и мастера портрета XVIII века.
Принципиальное новаторство «мирискусни-
ков» демонстрировали и новые формы презен-
тации искусства, связанные с именем первого
менеджера русской культуры С. Дягилева. Рус-
ские выставки в европейских столицах стреми-
тельно переросли в «Русские сезоны», в которых
сливались живописные новинки, уникальные
балеты В. Нижинского и М. Фокина, музыка
И. Стравинского, А. Скрябина, волшебный танец
А. Павловой и Т. Карсавиной, феноменальный го-
лос Ф. Шаляпина. Художники модерна блистали
дизайнерскими решениями декораций, театраль-
ных костюмов, рекламных афиш к спектаклям.
В. Нижинского называли «божественным клоу-
ном», поражаясь егонастоящему «полёту» на сцене.
В этом творческом содружестве культура Серебря-
ного века формировалась как тип синтетичного,
универсального искусства. Это был кульминаци-
онный момент мирового признания всей русской
культуры, которая встала вровень, а кое в чём и за-
давала тон европейскому модерну – уникальный
момент в истории национальной культуры.
Новый стиль диктовал иное понимание ви-
зуального пространства и формировал то, что
именуется «большим стилем культуры». Единое
стилистическое решение охватывало все виды ре-
альности: от архитектуры и языка до модного пла-
тья и кофейной чашки. В предисловии к поэме
«Возмездие» (1911) А. Блок дал точную и ёмкую
формулу единства жизненного мира: «Нераздель-
ность и неслиянность искусства, жизни и полити-
ки». Теоретики модерна заявляли об эстетическом
принципе «отсутствия пауз»: в доме модерна всё
должно было взаимоувязано: не только лестни-
цы, обои, ковры, картины, мебель и посуда, но и
букет в вазе, платье и прическа хозяйки, книги,
стиль общения.
Женя Лансере и Шура Бенуа в ресторане.
А. Н. Бенуа.
1897 год
Портрет С. П. Дягилева.
В. А. Серов. 1904 год
Вехи истории
Русская история
1
2014
84
1...,76,77,78,79,80,81,82,83,84,85 87,88,89,90,91,92,93,94,95,96,...125
Powered by FlippingBook