в Брюсселе журналу L`Art Modern. На его страницах
появился и термин L`Art Nouveau («АрНуво» – но-
вое искусство). В России это направление форми-
ровалось на страницах журналов «Мир искусства»,
«Весы», «Аполлон», кристаллизовалось в спорах
Религиозно-философского общества, на «средах»
Вяч. Иванова, в деятельности «Мира искусства»,
«Союза русских художников».
Манифестами нового искусства стал нашумев-
ший доклад Д. Мережковского «Опричинах упадка
русской литературы», изданный в 1895 году, а также
первые сборники В. Брюсова, «скромно» назван-
ные «Шедевры» (1896–1898). Русской культуре был
брошен вызов столь же решительный, что и «мрач-
ному средневековью» со стороны итальянских
гуманистов. Факт разрыва с культурой XIX века
был красноречиво обозначен «странным» пуш-
кинским юбилеем 1899 года. В отличие от гранди-
озного «пушкинского праздника» 1880 года, когда
открывали «народный» памятник поэту в Москве,
на этот раз интеллигенция в официальных торже-
ствах практически не участвовала. На них не при-
сутствовал ни один известный тогда писатель, поэт
или художник. Журнал «Мир искусства» оказался
единственным, кто посвятил целый номер юби-
лею поэта (5). С. К. Маковский был уверен, что
«новое – подлинное – русское европейство» нача-
лось как раз со столетней годовщины «величайше-
го русского европейца Пушкина» (11, с. 24).
О знаменитом романе А. Белого «Петербург»
Д. С. Мережковский говорил как о надгробном
Групповой портрет членов объединения «Мир искусства».
Б. М. Кустодиев. 1916–1920 годы
Афиша бала в Институте гражданских инженеров
императора Николая I.
Санкт-Петербург. 1901 год
Вехи истории
Русская история
1
2014
82